Posted 14 февраля 2023, 07:45
Published 14 февраля 2023, 07:45
Modified 14 февраля 2023, 07:47
Updated 14 февраля 2023, 07:47
События в Украине так или иначе отразились на всех странах мира, но в первую очередь – на государствах постсоветского пространства, вынуждая их власти время от времени высказывать свое отношение к ним. Не стала исключением и Грузия, для этой страны СВО играет огромную роль по многим параметрам. Во-первых, именно туда устремился основной поток россиян, бежавших от частичной мобилизации. Во-вторых, Грузия не может забыть событий 2008 года, когда она не без «помощи» России де-факто потеряла значительную часть своих территорий. И, наконец, в-третьих, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который находится сейчас мало того, что в заключении, но еще и в тяжелом состоянии, занимал в свое время государственные посты и в Украине, а стало быть тоже является важной политической фигурой в этой ситуации. О том, как реагируют грузинские власти на нее пишет в своей колонке политолог Сергей Маркедонов:
«Не прекращаются попытки как-то перенести конфликт в нашу страну. На этот счет мы услышали заявления от представителей украинской власти. Их целью было открытие "второго фронта"». Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в ходе своего общения с журналистами 11 февраля снова выступил с порцией обвинений в адрес официального Киева. Глава грузинского кабмина не в первый раз демонстрирует недовольство политикой украинских властей. Чем объяснить очередную актуализацию данного сюжета?
Для ответа на этот вопрос важно понять то место, которое Украина занимает в грузинской политической повестке. Общность интересов двух стран была не раз продемонстрирована ими в постсоветский период. И в Грузии, и на Украине доминирует представление о том, что конфликты в Абхазии, Южной Осетии и Донбассе произошли, прежде всего, по вине России, а не вследствие просчетов в грузинском и украинском национально-государственном строительстве.
Однако это — внешнеполитическая рамка. Помимо нее есть и внутриполитическая повестка. В последние десять лет Грузию и Украину накрепко связала фигура Михаила Саакашвили. Украинский этап его политической карьеры был связан с проигрышем экс-президента Бидзине Иванишвили. И любые проявления поддержки Саакашвили из Киева натыкались на непонимание в Тбилиси. Так было и в период каденции Петра Порошенко (до тех пор, пока он не разошелся политически с бывшим главой грузинского государства). Так стало и с приходом к власти Владимира Зеленского.
СВО не открыла проблем в двусторонних отношениях, но обострила их до предела. Гарибашвили и партия «Грузинская мечта» позиционируют себя как гаранты мира для своей страны. Избирателям они продвигают образ Саакашвили как олицетворение войны и авантюризма. Тем паче, что события 2008 года работают на усиление такого восприятия. Вот и 11 февраля Гарибашвили констатировал: «Наше правительство сумело не допустить самого большого испытания для нашей страны — войны». В рамках такого дискурса Украина рассматривается как патрон Саакашвили, с которым «мечтатели» связывают крах нынешней, пускай и относительной, но стабильности…»