Posted 14 февраля 2023,, 06:47

Published 14 февраля 2023,, 06:47

Modified 14 февраля 2023,, 06:55

Updated 14 февраля 2023,, 06:55

Проблема реагентов на дорогах: кто-то страдает, а кто-то зарабатывает

Проблема реагентов на дорогах: кто-то страдает, а кто-то зарабатывает

14 февраля 2023, 06:47
Фото: 1MI
Тема соли и реагентов на дорогах российских городов – редкая история, которая объединяет и автомобилистов, и пешеходов. Обычно непримиримые оппоненты на поле урбанистики сходятся во мнении: соль на дорогах вредна, а иногда даже опасна. «Новые известия» погрузились в тему.

Александр Дыбин

Активист из Москвы Иван Ежиков два года пытался поймать за руку коммунальщиков, которые солят тротуары. В феврале 2022-го он снял на видео, как возле жилконторы разгружают мешки с солью.

«Я поймал “Жилищник района Хорошево-Мневники” на том, что вместо комбинированных противогололедных реагентов во дворы нашего района завозится чистая соль. Тоннами! - писал активист в своем блоге, - Я снял на видео сначала факт перегрузки дворниками соли из больших мешков в маленькие для растаскивания по местам хранения, а потом и процесс утилизации соли, которую не успевали вывезти путем выкидывания в ближайший сугроб. Все заснято на видео – лица, номера машин, форма сотрудников».

Но власти тогда ответили, что соль рассыпала «сторонняя организация без согласования». Следующей зимой история повторилась.

«После прошлого скандала я был уверен – в этом году соли в районе не будет, закупят нормальный ПГР, - говорит активист, - но нет. Жажда наживы – а тонна соли в 2 и даже 3 раза дешевле тонны реагента – заставила снова рискнуть. Закупленный реагент тупо свалили на Карамышевской набережной в 100 метрах от офиса Жилищника. И я его там, естественно, нашел».

В Санкт-Петербурге еще в 2016-м году власти заявили, что не будут пользоваться всеми ненавистными реагентами. Но об обещании быстро забыли. Особенно на фоне того, что уборка снега, а вернее ее отсутствие – вопрос политический. Бывший губернатор Георгий Полтавченко уходил с поста под грохот падающих сосуль и хруст сугробов под ногами горожан. За снег доставалось и действующему губернатору Александру Беглову, которому Сергей Шнуров в разгар снежно-мусорного кризиса посвятил несколько зубодробительных песен. С тех пор городские власти не боятся пересолить. В 2022-м году было потрачено на 10 тысяч тонн соли больше, чем годом ранее. А еще появились закупки реагентов на 55 тысяч тонн. В скандальном 2021-м такую химию вообще не покупали.

Интересно, что в зима 2022-2023 стала куда спокойнее в плане гололедного накала. Но в этот раз над чиновниками скорее сжалилась погода, затяжных снегопадов с рекордными показателями осадков, этой зимой не было. Но недовольство, связанное с применением соли и реагентов все равно есть. Так, активисты Центрального района направили властям открытое письмо, в котором рассказали о злоупотреблении реагентами.

«Как сыпали химозу, так и будем сыпать! Именно так следует понимать ответ по реагентам, который мы получили от аппарата вице-губернатора, - говорят активисты из сообщества «Центральный район за комфортную среду», - В начале декабря мы составили и предложили всем желающим подписать открытое письмо , где требовали кардинально и грамотно изменить подход к уборке наших улиц. Проезжую часть выскребайте как угодно, а вот пешеходные территории необходимо оставлять со снежным накатом без реагентов. Когда он скользкий - обрабатывать его песком или гранитной крошкой, но не солью и реагентами! Вот чего мы требуем и что хотим внедрить в первую очередь!»

В Новосибирске автомобилисты активно обсуждают в социальных сетях тему соли и ее влияния на кузова машин. Наблюдения горожан говорят о том, что авто начали ржаветь быстрее обычного, а в сервисы с гнилыми порогами стали заезжать марки и модели, которые раньше этими болячками не страдали.

Уже несколько лет непримиримую борьбу с реагентами ведут в Красноярске. Тема настолько острая, что даже губернатор, который формально, к содержанию городских дорог отношения иметь не должен, публично выступил с просьбой отказаться от реагента марки «Бионорд». Александр Усс опубликовал видео с призывом к дорожным службам. В том же Красноярске  Роспотребнадзор запретил использовать другой реагент - «ХКНМ»  как не соответствующий требованиям. Дорожники пытались отменить решение в суде, но проиграли.

Соль стала проблемой для небольшого Братска. Где депутаты местной думы обращались в «Росавтодор» с просьбой прекратить посыпать дороги в городе реагентами. Ранее местное транспортное предприятие заявило, что из-за химии выходят из строя троллейбусы – на агрегатах оседает пыль, которая является проводником электричества, от этого говорит проводка.

Вопрос актуален для всей страны, от столицы до Дальнего Востока.

 

Что не так с реагентами

 

К противогололедным материалам у жителей городов накопился целый букет претензий, причем, независимо от того, чем именно посыпают. Гравий может превратиться в шрапнель, которая летит из под колес, оставляя скоры на лакокрасочном покрытии и трещины на стеклах. Соль в чистом виде запускает процессы коррозии, разъедает обувь и травмирует лапы собак. Реагенты, где кроме обычной поваренной соли используется и другая химия, а так же абразивные материалы, вроде гранитной крошки, после посыпки улиц превращают дорогу в грязное месиво. Иногда, если материал подбирается не по погоде, вместо воды снег превращается в еще более скользкую слизь. А весной, когда снег сходит, соль остается на газонах и убивает деревья или превращается в дорожную пыль, которую не всегда убирают.

В 2017 году ученый из Екатеринбурга, автор популярного блога «Химия просто» Александр Иванов протестировал образец реагента, который фигурирует в недовольных постах чаще других. Из расчетов химик вывел, что из 145 граммов реагента выходит 2,19 грамма нестворимых компонентов, или просто грязи. В тот год в городе израсходовали 7 727,5 тонн реагента, и в пересчете на этот объем, на улицы Екатеринбурга высыпали 116,71 тонны пыли (это помимо соли), это 5-6 груженых под завязку КамАЗов. А проверка реагента на масс-спектрографе нашла в препарате микродозы урана и тория.

 

Если соль покупают, значит, это кому-то нужно

Поставки соли и реагентов – это огромный рынок. С помощью портала госзакупок можно увидеть только часть его объема. Так по данным системы с 1 августа было заключено более 50 контрактов на поставку реагентов на сумму более 250 миллионов рублей. Еще больше закупок связаны с технической сольют. Таких контрактов в системе более 500, а сумма перевалила за миллиард. При этом госзакупки показывают только часть рынка, дорожные и коммунальные организации как правило, частные, а значит, их закупки не видны. Насколько это прибыльный бизнес, вино по отчетам производителей. Так, по данным базы СПАРК, «ПСК ГЕОДОР», производящая одноименной реагент, в 2021 году получила выручку выручка 1,4 млрд. Только одно из юрлиц, связанных с Уральским заводом противогололедных материалов, производящего «Бионрод», в 2021 году отчиталось о выручке в 1,7 млрд рублей. А в 2022 году у компании только госзакупок на сумму в 1,2 млрд.

Что делать?

 

Журналисты уже не раз задавали вопросы производителям реагентов, почему к их товару так много претензий. Ответ один: не правильно применяют. Отмечается, что коммунальщики и дорожники зачастую используют вещества не по технологии. Например, для сильного холода или теплой погоды нужны разные вещества и разные объемы. Кроме того, дорожников не раз уличали в лени, когда вместо уборки снега его посыпают реагентами. По нормам снег нужно убрать, только потом сыпать химию, чтобы не появлялся лед. Да и саму жижу от растопленного снега тоже нужно убирать. Но все сводится к тому, что городские службы надеются на волшебную силу белого порошка.

Что остается водителям и пешеходам? Где баланс между безопасностью и чистотой?

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов считает, что в этом споре все же важнее безопасность.

«Естественно от соли разъедается кузов, - говорит он, - например, в Петербурге машины гниют гораздо быстрее не только за солей, но и из-за климата. Есть пример Филяндии, где посыпают дороги гранитной крошкой, потом собирают, очищают, а через год опять используют. Но видимо, это не наш опыт. Мы не можем себе позволить в огромном городе проводить все эти манипуляции. Да и когда выбор между безопасность дорожного движения и тем, что машина будет быстрее гнить, но, наверное, все-таки выбор в сторону должен быть безопасности».

Активист из столицы Иван Ежиков отмечает, что для начала нужно строго соблюдать госты и инструкции производителей.

«Если применять реагенты по нормативам, то есть, соблюдая дозировку и рассыпая реагент только на лед и только тогда, когда это предписано технологией, то ничего страшного не будет, - говорит он, - но у нас-то все иначе - солью топят снег, вместо уборки, сугробы, вместо вывоза и так далее. Получается передоз, а это сожженные лапы собак и обувь людей, мертвые газоны и больные деревья, ядовитая пыль с солью по весне. Альтернативы - смеси с низким содержанием соли и высоким содержанием фрикционных компонентов - песок, мраморная или гравийная крошка. Ну и главная альтернатива - вовремя чистить снег, тогда лед будет образовываться реже и в меньше количестве».

"