Для тех, кто постарше, помимо страшных 90-х можно достать из-под нафталина старые мифы о равенстве, братстве, соцподдержке, и прочих несуществующих благах недостроенного коммунизма. Всё равно мало кто помнит, какую цену пришлось заплатить людям за ускоренное становление промышленности. Молодёжь таким не возьмёшь: они привыкли не к индустриальному, а к информационному обществу.
Именно с молодёжью у властей, как поясняет политолог Аббас Галлямов (признан иноагентом в РФ – Прим. Ред.), будет больше всего проблем.
- Люди старшего поколения более лояльны ко всему советскому, это понятно, это времена их молодости. Но власть, конечно, хотела бы, чтобы это все не ограничивалось стариками, чтобы захватывало и людей среднего возраста, и молодежь, но раз не получается, то хотя бы стариков захватим. Раньше молодежь тоже позитивно относилась к Советскому Союзу, к тому образу СССР, который в российской пропаганде присутствовал. Сейчас молодежь, конечно, ко всему этому утратила всякий интерес и в целом отторгает власть, весь ее дискурс. СССР ей в лучшем случае неинтересен, а в худшем – она против.
Пожалуй, лучше всего сегодняшнюю молодежь, тех самых «зумеров», исследуют и понимают маркетологи. Просто потому, что им нужно этому поколению продавать многочисленные товары и услуги. Их исследования так описывают молодых людей: они едва могут отличить онлайн от офлайн мира, практически срастаются с гаджетами, за счет чего имеют супербыстрый доступ почти к любой информации, и, кстати, молниеносно теряют к ней интерес, если она не несет моментально ощутимую пользу. Однако им крайне важна эмпатия, высока потребность в разделении их ценностей. А еще они погружены в различные игры и у них совершенно новые требования к скоростям. Маркетологи уже поняли, как с этими ребятами разговаривать. А что насчет государства? Ведь ясно, что привычный шаблон к новым реалиям не применим.
Однако власть по-прежнему пытается действовать старыми методами. Все теми же, советскими. Например, плодя прогосударственные молодёжные организации.
Нельзя сказать, что молодёжные организации – советское изобретение. У нас они стали появляться ещё при царе. Сначала в 1900 году в России появилось отделение международной организации «Христианский союз молодых людей», которое потом трансформировалось в самостоятельное движение «Маяк», просуществовавшее аж до 1923 года. В 1908 году появилась организация, наиболее близкая к современной «Юнармии» - «Потешные войска». Инициатором был Николай II, а занималось движение патриотическим воспитанием и военной подготовкой молодёжи. Петр Столыпин и его сын Аркадий организовывали «Союз русского сокольства» - внепартийную и неполитическую организацию, которая занималась физическим и духовным развитием.
А в 1909 году появилась самая многочисленная дореволюционная молодёжная организация – скауты. Примерно те, что в США, ведь по инициативе Николая II была переведена на русский язык книга основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла «Scouting for boys». Тогда провозглашалось, что «скаутизм не может и не должен иметь целью втягивать юные души школьников в политику с ее водоворотом страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника».
Не удивительно, что в 1922 году скаутские организации были запрещены. Аполитичность была главным отличием дореволюционных молодёжных организаций от советских – поясняет директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
- Еще до пионерии было создано международное скаутское движение, оказавшееся настолько успешным и востребованным у детей и молодежи, что форматы и подходы стали тиражироваться и укоренились в том числе и в нашей стране. Основным посылом скаутского движения было воспитание в детях готовности к любым жизненным условиям и вызовам. И есть существенный нюанс: движение было аполитичным. В то время как пионерия при общей формальной схожести со скаутским движением была одной из ступенек политической социализации, которая должна была подготовить к вступлению в Коммунистическую партию.
Однако Владимир Ленин писал в книге «Задачи союзов молодёжи»: «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Так была выстроена целая лестница из идеологически выверенных организаций: сначала октябрята, потом пионерия и последняя ступень перед вступлением в партию – ВЛКСМ (комсомол). Эти организации благополучно развалились вместе с СССР.
Уже в XXI веке было немало попыток воссоздать молодёжные организации. Вспомните, например, «Идущие вместе» и пришедшее им на смену движение «Наши», которые прославились своими уличными акциями и борьбой с оппозицией.
У каждой партии было активное молодёжное крыло: «Соколы Жириновского», «Молодёжное Яблоко», «Молодая гвардия Единой России» и другие. Большинство организаций или прекратили свою деятельность, или свели её к минимуму, или были трансформированы в другие, как, например, «Российское движение школьников», превратившееся в «Движение первых». Но как-то надолго не приживается этот институт работы с молодёжью. Валерия Касамара объясняет постоянную ротацию естественными процессами - эволюцией и конкуренцией.
- Выживаемость молодежных движений подчинена полностью объяснимым циклам, а причины иногда зависят от фигуры лидера, иногда от целеполагания, иногда от общего политического контекста. В любом случае сейчас важна широкая палитра выбора и эволюция молодежных движений, соответствующая общей динамике происходящих процессов. Иначе не будет поддержки и заинтересованности со стороны молодых людей. Сегодня важно дать в молодежных движениях гражданскую компетентность: не мешать, дать ощущение дружеского плеча, наставнический ресурс и понимание в какую дверь постучать.
А вот политолог Дмитрий Орешкин считает, что конкуренция идёт не за молодых людей, а за бюджеты.
- Первым это начал Сурков, который придумал «Идущих вместе», потом «Наших». Все эти организации сменяют друг друга, потому что идет конкуренция за позицию при вертикали и, соответственно, при бюджете. Сурковское время кончилось, бюджет остался, а покомандовать этим бюджетом хотят другие люди. В советские времена конкуренции не было – назначили человека начальником комсомола – вот он и командует, пока не провинился. Никакого альтернативного комсомола, как никакой альтернативной партии, никому в голову прийти не могло. А сейчас приходит человек в администрацию президента и говорит - я готов придумать вам новый комсомол. И если какой-то чиновник в администрации думает, что у этого парня получится – или он сам будет с этого что-то иметь, он говорит – давай! И дает финансирование.
В январе 2023 года по всей России стали появляться, как грибы после дождя, отделения Российского движения детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых». Они открываются в школах, колледжах, вузах и должны якобы помочь ученикам реализовывать интересные проекты. Но развивают в «Движении первых» не только профессиональные навыки, но и идеологические. Эти организации готовят детей и молодёжь к жизни в обществе, «включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей». Традиционность таких ценностей, как раньше выяснили «Новые Известия» весьма сомнительная, зато коллективная борьба с представителями ЛГБТ успешно отвлекает народ от более актуальных и важных проблем.
Интересно, что в разделе о ценностях движения про профессионализм и эффективность работы не сказано ни слова. Зато есть 100% идеологическая окраска. Можно даже сказать, пропагандистская. Там говорится о взаимопомощи и взаимоуважении, единстве народов России и защите истории России, а также про сохранение памяти о защитниках Отечества.
Историк Ирина Карацуба поясняет, что история – особенно сильный инструмент, который в неумелых руках может привести к самым неожиданным последствиям.
- У Ницше есть эссе «О пользе и вреде истории для жизни». Он там выделяет три формы истории и прослеживает, как эти формы истории влияют на жизнь человека. История монументальная – история великих предков и побед без учёта их цены. История антикварная, которая занята собиранием фактов и фактиков. И история критическая. Монументальная история может вдохновлять, но одновременно может создавать очень опасные примеры и втравлять человека во всякие неприятные дела. Мы все помним выражение «Пиррова победа». По преданию, царь Пирр это сказал после того, как потерял в боях половину своего войска. И он сказал, что еще одна такая победа – у меня не будет ни войска, ни страны. Многочисленные советские победы – они ведь были именно такого характера, «пирровы».
Идеология в молодёжных организациях занимает не последнее место, особенно в патриотическом движении «Юнармия». В прошлых версиях описания движения, которые сохранились в архивах Интернета, так и говорилось, что оно ставит перед собой задачи «развития в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей», а приобщение к знаниям и техническому творчеству стояло на последнем месте. Сейчас формулировки на сайте «Юнармии» смягчились, но принципы работы организации не изменились. Очень сильно напоминает пионерское движение в СССР, целью которого было воспитание борцов за дело Коммунистической партии СССР с той лишь разницей, что теперь воспитывают борьбу за традиционные ценности и дело Министерства бороны, а не партии.
Не исключено, что в скором времени появится и современный аналог комсомола, который создавал кадровый резерв для КПСС: к 1 июню 2023 Правительство РФ должно разработать госпрограмму, которая создаст условия для развития молодёжной политики, патриотического воспитания, а к 1 марта 2023 года предоставить предложения по повышению привлекательности госслужбы для молодёжи.
Валерия Касамара утверждает, что основная цель «Движения первых» и «Юнармии» — это социализация детей и подростков, а не политическая подготовка.
- Ни «Юнармия», ни «Движение первых» не имеют отношения к политическим партиям. Юнармейцы реализуют себя через знакомство с профессиями и деятельность, связанную с ценностью Служения Отечеству. Основная цель любой детской и молодежной организации или движения — стать институтом социализации. Даже сам факт реализации коллективных действий будет работать на то, что с раннего возраста дети будут учиться объединяться и добиваться общих целей, которые нельзя достичь единолично. При этом важно, чтобы оставалось пространство для индивидуального и личного действия, коллективизм не должен их подменять. В Советском Союзе отчетливо ощущался дефицит таковых, поэтому ряд соотечественников в некотором смысле с аккуратностью относятся к появлению массовых молодежных и детских движений.
Однако уйти от параллелей между «Движением первых» и пионерией очень сложно: официально решение о создании «Движения первых» на базе «Российского движения школьников» было принято во «Большого школьного пикника», посвящённого 100-летию пионерии, на котором выступали первый зампред Администрации Президента по внутренней политике Сергей Кириенко, начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, детский омбудсмен Мария Львова-Белова, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Глебова и другие.
Дмитрий Орешкин считает, что общего у современных организаций и советских предостаточно.
- Они напоминают советские организации тем, что призваны воспитывать молодых людей в том духе, который устраивает вертикаль власти. В советские времена комсомольцы боролись с религией и должны были воспитываться в духе марксизма-ленинизма. Сейчас они воспитываются в православном духе, потому что неважно какое знамя нести знаменосцу, главное, чтобы он крепко держался за древко, потому что древко вертикальное, обеспечивает ему контроль над ситуацией и обильное питание. Понятно, что такие молодежные организации создаются сверху, вертикально – это характерно для так называемых «идеократий», то есть политических структур, которые для формирования структур своей власти используют какую-то идею.
В Советском союзе членство в молодёжных организациях было важным шагом для дальнейшего карьерного продвижения и получения материальных благ. Людей с детства приучали к тому, что хорошо жить может только верный коммунист. Пионеры могли рассчитывать на отдых в лагерях, а комсомольцы видели впереди распределение на перспективную работу и карьерный рост до управляющих должностей – поясняет Дмитрий Орешкин.
- В СССР было очень трудно, не будучи комсомольцем, поступить в хороший институт. Если ты не комсомолец, к тебе относятся с подозрением кадровики, тебя вряд ли возьмут на хорошую работу.
Но нынешняя молодёжь – совсем не та, что была в период СССР. Это не просто старческое брюзжание, а установленный социологами факт. «Поколение Z» росло в иных условиях, не отрываясь от мобильного телефона, Интернета и соцсетей. Марксовское «бытие определяет сознание» работает безотказно. У «Зумеров» совсем другие привычки, проблемы, цели в жизни и навыки. Они намного больше по сравнению с предыдущими поколениями замкнуты внутри себя, ориентированы на самосовершенствование, получение удовольствия. При этом они намного легче ориентируются в цифровой среде и без проблем монетизируют свои увлечения с помощью современных сервисов и способов продвижения. Необходимость участия в каких-то организациях ради достижения важных целей для них совсем не очевидна. Дмитрий Орешкин добавляет, что реализовать свои амбиции «зумеры» могут и самостоятельно.
- Если у человека этого поколения есть мозги, амбиции, квалификация, он реализует себя. Можно добиться многого в конкурентном мире, не завися от верхов. Если не добьётся здесь – он сядет на самолет и уедет. Кстати, этот процесс я сейчас и наблюдаю. Создавай ты этот комсомол, не создавай – фундаментально никакой разницы нет. Поколению «Z» создаваемые движения не соответствуют. Они соответствуют представлениям поколения «П» (от слова Путин) о том, как надо воспитывать молодежь. Они ничего нового выдумать не могут, просто берут советские образцы, откуда они сами родом, и пытаются их воссоздать.
Однако у Валерии Касамары противоположная точка зрения.
- Зумерам свойственен нарастающий индивидуализм, поэтому, чтобы сместить их фокус с самих себя надо дать релевантные ориентиры, ощущение нужности кому-то для этого поколения более чем значимо. Для ответа на вопрос о влиянии на умы молодежи новосозданных молодежных организации, надо не спешить с прогнозами, а дать им развернуться и посмотреть, насколько они получат поддержку детей и выдержат ли они испытание временем, когда спадет первоначальный эмоциональный накал, снизится внимание личностей-драйверов. У многих детей отмечался запрос чувствовать общность.
Запрос на общность, конечно, удобен для властей. Но стоит напомнить, что в том же Советском союзе молодёжные организации были понятны и неизменны. И за счёт этого имели значимый общественный и политический вес. Люди знали, что если сейчас вступят в комсомол, то через несколько лет, к моменту трудоустройства, членство в нём будет иметь такое же значение. Неживые, искусственно созданные организации современной России могут сгинуть в любой момент – как только выполнят свою функцию, которую им отводят наверху.
Весной прошлого года Владимир Путин говорил про организацию всероссийского молодёжного движения, что «нужно это сделать так, чтобы это не было навязано «сверху», погружено в строгие формы. Нет, это должно идти изнутри, снизу». Поговорили, и сделали наоборот. На идущее «изнутри и снизу» натравили товарища майора, блогеров разогнали, соцсети признали экстремистскими, последовательно принимают цензурирующие законы… В общем, похоже, решили, что раз их социальные лифты пользуются небольшим спросом, нужно для начала уничтожить те другие, которые сформировались в конкурентной среде. Как это вяжется с ценностями «зумеров» представить сложно. Видимо, и «не удобные» ценности тоже придется разломать.