Напомним, что французская группа "Данон" входит в перечень системообразующих организаций России. В 2014 голу производственная база компании была представлена 20 заводами, которые выпускают известные всем йогурты «Активиа», Actimel, «Простоквашино», Bio Баланс, «Растишка», «Тёма», Danissimo и др.
Как пишет "Коммерсантъ", контроль над бизнесом молочных продуктов и растительных напитков Danone в России заинтересовал ряд стратегических инвесторов. Однако неясное молчание вокруг этой истории лишь плодит слухи, а список, по мнению экспертов, выглядит не очень правдоподобно.
Разные СМИ выдают различное число участников этого «списка избранных», называя от 15 до 20 и более пунктов. Упоминаются сельскохозяйственные холдинги «Русагро», «Эконива», Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, «Степь» (входит в АФК «Система»), компании «Черноголовка», «Черкизово», и даже такие неожиданные имена, как ОАО «РЖД», «Ростэк» («дочка» Марафон групп). Еще один удивительный факт (или, скорее, чье-то предположение?) – в списке называют также и арабские и китайские инвестиционные фонды.
Первое, что бросается в глаза и вызывает недоверие, - сильный разброс по направлениям деятельности данных компаний. С одной стороны, все они – это крупный уважаемый бизнес, но сомнительно, что им действительно интересно молочное производство. Сами эти структуры тоже не озвучивают свою позицию. Тем не менее, покупка российских активов Danone – это очень серьезное решение, чтобы подходить к нему как просто к приобретению еще одного актива.
Потерять спрос, снизить уровень продаж или, что еще хуже, уронить качество этой продукции – вряд ли такой покупатель нужен Danone. Есть и еще важные моменты. Первое – Danone не просто продает российские активы, компания ожидает бизнес-активности от потенциального партнера-покупателя, то есть серьезные инвестиции в производство, чтобы дать ему второе дыхание. И второе – как сообщается в СМИ, Danone все же планирует возможность возвращения на российский рынок – и значит, в сделке будет оговариваться такая ситуация (так поступил и ряд других крупных компаний, выходя из России, - они оговорили путь обратного выкупа своих акций в течение нескольких лет, сохранив за собой право возвращения).
«Есть ощущение неправдоподобности. Уважая серьезный подход Danone к своему бизнесу, можно предположить, что эта компания также жестко и серьезно подойдет и к продаже (или передаче) своих российских активов. И вряд ли руководству Danone все равно, в чьи руки попадут эти производства, а если с учетом брендов, то тем более. В частности, думается, что вряд ли солидный бизнес стал бы связываться с «Эконивой», несмотря даже на профильное направление этой компании, у нее очень много кредитов. «Черкизово» и «Черноголовка» - да, производят продукты питания, но ведь это не молочная сфера. Отдавать бизнес в руки Ткачева – а вдруг дверь закроется уже навсегда, и обратно в Россию французов уже не пустят? А уж тем более если брать совершенно непрофильные компании, допустим, РЖД или АФК «Система» (пусть даже с учетом того, что «Степь» работает в сельхозке) – зачем им такая головная боль, в виде молочного производства, если основной бизнес строится в другой сфере. Одним словом, список выглядит, честно говоря, вбросом. Для Danone это неполезно, компания с таким подходом к продаже своих активов и с неясным молчанием только теряет очки, ее реноме снижается», - считает политолог и бизнес-аналитик Михаэлис Галицкий.
Кроме того, часть упомянутых компаний связаны с западными санкциями. Под санкции в 2022 году попали акционеры АФК «Система» Владимир Евтушенков (акционер АФК «Система») и Вадим Мошкович (акционер «Русагро»), они вышли из состава акционеров своих компаний, и тем не менее, это тоже может оказывать влияние на деятельность их бизнеса. Но почему-то и такие компании оказались в списке претендентов на Danone.
Если предположить, что это не подлинные претенденты, а лишь мыльный пузырь, то стоит вспомнить, такая игра с фейками порой может даже уничтожить бизнес. Фейки порой решают судьбы не только компаний, но и даже стран.
Если предположить, что это не подлинные претенденты, то стоит вспомнить, что такая игра с фейками порой может даже уничтожить бизнес. Одна из самых известных фейковых новостей, серьезно потрясшая в том числе биржевой рынок – история с французской строительной компанией Vinci в 2016 году, когда недоброжелатели-экологи запустили фальшивый пресс-релиз об отставке финансового директора компании из-за провальных ошибок в отчетности. Новость обрушила акции компании на 20%, Vinci потеряла около €7 млрд. А в 2015 году на поддельном сайте Bloomberg появилась информация о якобы готовящейся покупке Twitter компанией Google – и акции Twitter взлетели на 8%, компания подорожала на $2 млрд.
Как видим, на вбросах могут играть и сами компании, и их конкуренты или недоброжелатели. Интересно, что это может влиять не только на репутацию компании в бизнес-среде, но и на отношение потребительской аудитории. В 2016 году сторонники Трампа инициировали бойкот компании PepsiCo, после того, как появился фейк о высказывании против них гендиректора PepsiCo Индры Нуйи. Это было ударом года для PepsiCo, показатель потребительского восприятия (sentiment trend) упал на 35%, акции компании на бирже тоже снизились в цене. И это только несколько подобных примеров.
«Такое ощущение, что этот список – просто ширма, отвлечение внимания. Претендентов, которые бы могли достойно отработать все ожидания Danone, в этом перечне я не вижу, - полагает Михаэлис Галицкий. - Да, это мощные игроки, да, среди них есть пищевики и молочники, но этого мало, чтобы взяться за активы французского монстра молочного рынка. Недаром говорят, что когда есть сомнения – то лучше не делать выбор. Думаю, мы должны увидеть иные варианты, которые бы таких сомнений не вызывали».