Иван Зубов
Как уже сообщили «Новые Известия», в воскресенье 12 февраля скончался выдающийся советский и российский кинорежиссёр, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Вадим Юсупович Абдрашитов. Ему было 78 лет. Абдрашитов родился 19 января 1945 года. В 1967 году окончил кафедру кибернетики МХТИ им. Д. И. Менделеева, работал на Московском заводе электровакуумных приборов. В 1970 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, с 1986-го по 1990-й годы был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
Абдрашитов снял 13 фильмов, среди которых: «Остановите Потапова!» (1973), «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997) и другие. РИА Новости сообщает, что причиной смерти кинорежиссера стало онкологическое заболевание.
Это событие вызвало множество откликов в социальных сетях. Знаменитый российский актер Александр Филиппенко вспоминает:
«Уходят любимые люди, и никто не приходит взамен. Вадик — уроженец Харькова, мы знакомы со школы, потом вместе в институт, потом я в Щуку, а он — во ВГИК и я снимался в его дипломном фильме. Посмотрите фильмы Вадима и вспомните выдающегося режиссера и прекрасного друга…»
Киновед Андрей Плахов выразился емко и точно:
«С ним ушло в историю советское кино морального беспокойства. Светлая память...»
Журналист Лариса Малюкова называет Абдрашитова один из крупнейших режиссеров ХХ века:
«Его прогностические фильмы пробивались к нам сквозь толщу запретов и непонимания. Предупреждали нас об опасности тотального конформизма, который непременно приведет к гигантским «магнитным бурям», к ненависти, которая тянет ко дну.
Увы, их с Миндадзе не услышали. Не буду писать о том, почему он больше не снимал. Хотя знаю о нескольких удивительных замыслах, сшивающих намертво нашу историю с сегодняшним днем. Но современным кинопроцессом, в отличие от многих режиссеров он интересовался. Просил ссылки на новые картины. Буквально дней десять назад послала ему линки. Говорил: «Вернетесь с Берлинского кинофестиваля, жду отчета».
Очень красивый. Надежный. Верный. При всей преданности кинематографу, ничего дороже семьи, его Нателлы и его дочки Наны у него не было. Сдержанный. В оценках честный. Перфекционист. Нежный.
Человек и Режиссер Вадим Абдрашитов.»
Аналитик Ульяна Баштанова вспоминает главные фильмы Абдрашитова:
«Время Танцора» он снял в 1997 году - боль о первой постсоветской войне - чеченской 1993-1996 годы - проступала в каждом кадре. Я до сих пор помню физическое, почти до судорог отвращение, когда в кадре победители-«казаки» селятся в чужие «горские» дома, примеряют еще тёплую чужую одежду и пируют из чужих сервизов. Мародеры. Оккупанты. Убийцы. Вольные или невольные - какая разница? Не твой это дом и не тебе в нём надлежит жить! - уже тогда это было сказано. Этот крик Абдрашитова услышали? - нет, конечно. Услышали бы - не воевали бы больше никогда. Ещё один пример того, что искусство никого ни воспитать, ни перевоспитать не может, но может только быть нам зеркалом. Хотим - смотримся, не хотим - не смотримся...
Сейчас все начнут вспоминать «Парад Планет» - это волшебный фильм, не спорю. Но самый потрясающий и самый важный, конечно же, «Время Танцора». О границе добра и зла на постсоветском пространстве. О людях и нелюдях по каждую сторону границы. О бездонном горе, приносимом войной, непоправимом и неисцелимом…»
А журналист Василий Аленин вспоминает другой пророческий фильм Абдрашитова, к которому тоже никто не прислушался:
«Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Остановился поезд»... Обычные, тривиальные жизненные ситуации, обыкновенные люди и всегда удивительные по сложности нравственные проблемы, вечный и такой неоднозначный выбор между добром и злом, ложью и истиной.
Даже если бы Абдрашитов снял только один фильм – «Слуга» - о разрушающем душу и личность человека рабстве, о том, к чему ведет готовность бездумно выполнять любую прихоть, любой, даже преступный, приказ Начальника, он бы уже вошел в историю отечественного кинематографа. Очень актуальное кино. Особенно сейчас…»