Леонид Злотников
По последним данным число погибших в результате землетрясений в Турции приблизилось к 40 тысячам человек. А вот официальные данные по Сирии крайне неточны, поскольку на большей части пострадавших территорий нет никаких государственных структур. Но даже при этом, известно как минимум о 3-4 тысячах погибших. В реальности же оценки экспертов таковы, что в сумме погибшими могут быть от 100 тысяч человек в обеих странах. Кроме того, землетрясение в Турции нанесло экономике страны ущерб в размере $84 млрд или около 10% ВВП, пишет Bloomberg.
Из-под завалов еще достают живых - но то уже буквально единичные и очень счастливые случаи. Фактически спасать уже некого. К тому же в работу спасательных групп все сильнее вмешивается политика. Так, израильская поисково-спасательная группа United Hatzalah покидает Турцию после шести дней пребывания на земле из-за «значительной угрозы безопасности», направленной против группы, передает CNN со ссылкой на заявление группы. Руководство группы заявило о том, что «получило разведданные о конкретной и непосредственной угрозе израильской делегации, и мы должны поставить безопасность нашего персонала на первое место». Правда, вторая израильская группа помощи, IsraAID, пока что продолжает действовать в Турции. Ранее свои работы в Турции временно приостановили спасательные группы из Австрии и Германии, заявив о «рисках безопасности» и столкновениях между «неопознанными группами».
Политика активно вмешивается и в другую сферу, связанную с землетрясением.
Британское издание The Guardian сообщает, события в Турции подняли вопросы о строительных нормах и правилах в стране и о реакции правительства на предыдущие землетрясения. По мнению экспертов, коррупция, слабое соблюдение строительных норм и правил, а также большое количество строительных амнистий способствовали возникновению нынешнего кризиса. Турция расположена на двух крупных геологических разломах и имеет историю разрушительных землетрясений. Многие эксперты предупреждают, что современные здания по всей стране не были построены в соответствии с нормами, и поэтому в случае землетрясения они могут разрушиться. Турецкое правительство периодически объявляет амнистию строителям и владельцам зданий за определенную плату, несмотря на нарушения стандартов безопасности. По оценкам экспертов, число зданий, получивших амнистию в десяти пострадавших провинциях Турции, за несколько лет достигло 75 тысяч. После последнего землетрясения 113 человек по всей стране были арестованы по подозрению в небрежном или халатном строительстве.
Кроме того, проблему сейчас представляет и то, что нетребовательный девелопмент покрыл в последние годы не только обычные жилищные программы, но и имеющие политическое значение мегапроекты, включая мосты через Босфор и Дарданеллы, новый аэропорт в пригороде Стамбула и скандальную инициативу - Стамбульский канал. Именно поэтому сейчас большое внимание приковано к Стамбулу, где, как говорит оппозиция, свыше 90 тыс. объектов находятся в зоне риска.
На фоне сообщений о огромном ущербе, нанесенном Турции коррумпированными чиновниками и строителями, крайне любопытен по меньшей мере один эпизод, который сейчас активно раскручивает турецкая оппозиция. Мэр небольшого приморского городка Эрзинь Оккеш Эльмасоглу прославился как борец с самостроем и черными застройщиками, пренебрегающими законами и строительными нормами. Жителям это не очень нравилось — жилье в результате стоило дороже.
Однако, во время последнего землетрясения ни одно здание в городе не рухнуло и не один человек не пострадал, хотя Эрзинь находится почти в центре землетрясения.
Мэр города, член оппозиционной Народно-республиканской партии Турции, объяснил данный феномен лишь работой в рамках закона. Он подчеркнул, что в Эрзине категорически запрещен самострой. По словам градоначальника, он не разрешал их строить даже своим родственникам, а строительные нормы в воздвигаемых зданиях детально проверяются.
«Из-за моей строгости меня часто спрашивают, есть ли в Турции более дисциплинированный мэр, чем я?», - сказал Эльмасоглу.
Нет никаких сомнений, что этот пример станет одним из действенных орудий турецкой оппозиции во время грядущих президентских выборов.