Анна Снежина
Участники пикетов также высказались против рассмотрения законопроекта о т.н. платформенной занятости, внесенного в парламент в начале 2023 года.
Около зданий Госдумы и Министерство труда и социальной защиты пикетирующие развернули плакаты, на них было написано: «Платформенная занятость – это рабство!», «За полноценный трудовой договор!».
В настоящее время «платформенно занятые» и так работают без трудовых договоров, можно сказать, в России так исторически сложилось.
По мнению организаторов пикета - представителей Левого Фронта, в случае принятия законопроекта курьеры, таксисты, грузчики, комплектовщики, кладовщики, «мужья на час» и т.д. – все, кто используют для операций с заказами цифровые платформы, де-факто будут серьезно поражены в трудовых правах. Закон позволяет тем, кто стоит за агрегаторами, бесконтрольно урезать зарплату, вводить и выписывать огромные штрафы и на свое усмотрение увольнять работников, занижать выплаты за травмы, не платить «декретные», не оформлять отпуска и больничные.
Альтернатива «платформенной занятости» - заключение с работниками трудовых договоров. Только официальные соглашения защитят их трудовые и социальные права, ограничат возможности и стремления для сверхэксплуатации работников, подчеркивают участники пикетов.
Резолюции с публичных акций организаторы пообещали направить в федеральные органы власти.
Пикеты, надо заместить, не получили широкую огласку, информация о них распространена постфактум в единицах СМИ и соцсетях. В первоисточнике - пресс-релизе Левого фронта на лица участников акции заклеены нелепыми смайлами.
Дискуссии вокруг платформенной занятости, тем не менее, действительно существуют.
Проект закона о выводе этого типа занятости из серой зоны породил множество споров уже с момента его обсуждения на Российской трехсторонней комиссии (РТК).
К слову, при помощи платформ довольно активно выходят на рынок и высококвалифицированные специалисты: репетиторы, риелторы, маркетологи, финансисты, юристы, строители, проектировщики, супервайзеры, IT-специалисты.
Работодатели выступают против заключения с «платформенно занятыми» трудовых договоров, поскольку сами работники временные, а головная боль с уплатой страховых взносов и увольнением работников будет постоянной. В то же время бизнес готов оформлять с этой категорией персонала гражданско-правовые отношения, чтобы не находиться совсем уж в нелегальном поле.
Представители профсоюзов считают, что у разработанного Минтрудом и «Единой Россией» понятия «платформенная занятость» отсутствует правовая основа, платформенный вид занятости граждан остается за бортом Трудового кодекса РФ, и, соответственно, интересы работников вообще не защищены.
Профсоюзы также подмечают: предложенная в проекте формулировка понятия «платформенная занятость» чрезмерно широка, она размывает границы между самозанятостью и трудовыми отношениями, что будет стимулировать работодателей массово переводить своих даже постоянных сотрудников в этот статус. Глава исполкома Конфедерации труда России Игорь Ковальчук настаивает: определение платформенной занятости необходимо дополнить оговоркой, что осуществляться она может только на основании трудовых договоров, тогда все опасения будут сняты.
Во внесенном законопроекте под определением «платформенная занятость» сейчас предлагается понимать деятельность граждан по «личному выполнению работ или услуг по договору» (тип договора не уточняется).
С проблемой регулирования статуса таких участников рынка сегодня сталкиваются во всем мире. Спектр решений предполагает как признание платформенных работников работниками в традиционном смысле (например, как в Испании), так и внедрение под них в законодательство обособленного раздела (как, например, в Индии).
Платформенная занятость получила широкое распространение в России примерно с 2018 года. В 2020-2021 гг, в период пандемии, когда спрос на такси, доставку, онлайн-образование, дистанционную работу и вообще любые онлайн-услуги кратно возрос, явление прочно закрепилось на российском рынке труда.
Официальной статистики по платформенным работникам в России нет, точное число занятых таким образом неизвестно. Центр стратегических разработок оценивает их количество в 2-5 млн человек.
Сложность для законодателей еще и в том, что платформенно занятые - неоднородны. Лиц, зарабатывающих при посредничестве цифровых сервисов можно поделить, как минимум, на три категории. И за ними – очень разные слои населения.
Люди с востребованными навыками или с рабочими специальностями используют такие платформы, как, например, YouDo, "Яндекс.Услуги", "Авито" и проч. для быстрого поиска заказчиков. Такие работники скорее рассматривают возможности платформ как подработку или как относительно постоянную занятость с привлекательным свободным графиком (сегодня хочу – работаю, а завтра не хочу – не работаю, иду на вторую работу).
Исследования в фокус-группах в НИУ «Высшая школа экономики» показали, что такие работники рассматривают платформы скорее как посредника – место, где встречаются заказчик и исполнитель, а не как работодателя. По этой причине у участников нет ожиданий по социальным гарантиям от платформ.
Вторая категория пользователей – самозанятые, для них агрегаторы – просто платный доступ к актуальной для себя клиентской базе. По данным исследования Strategy Partners, 89% самозанятых сегодня работают через онлайн-сервисы и платформы, а для 86% занятых эти сервисы помогают добывать основной доход.
Сами представители платформ часто отстаивают мнение, что большой плюс цифровых сервисов в том, что они являются для самозанятых и начинающих предпринимателей первой ступенью в их деятельности, и в какой-то мере выполняют наставническую роль. Риски в то же время сведены к минимуму, а высокий результат гарантирован.
«Мы знаем много примеров, когда человек начинал свою деятельность как водитель такси, а затем открывал свой таксопарк и растил бизнес уже в качестве предпринимателя и владельца таксопарка», - отмечает директор по взаимодействию с государственными органами "Яндекс.Такси" Антон Петраков.
Помимо исполнителей возможностями цифровых платформ охотно пользуется и бизнес. Плюсы очевидны: быстрый найм работника без заключения официальных трудовых отношений.
Бизнесу это выгодно и в плане налогов. Компании по-прежнему хотят работать официально и безопасно и платить налоги, но не 43% от ФОТ (такие ставки не отвечают реалиям рыночной экономики), в этом смысле идея со внештатниками становится для них крайне привлекательной.
Не забудем про бенефициаров и в лице самих платформ. За каждую проведенную через них сделку агрегатор получает комиссию от 10-25%.
За такие «отступления» от трудовых норм и беспокоятся сегодня профсоюзы.
Вместо того, чтобы спорить о соцгарантиях авторы законопроекта предлагают поднимать вопросы о персональной социальной ответственности. Боишься за травму на производстве или за порчу имущества заказчика? Ответ: страховка - 50 руб. за один заказ/одного исполнителя покрывает до 100 тыс. рублей материального ущерба и до 1 млн. вреда здоровью. На некоторых платформах в России страховка при обработке заказов уже удерживается автоматически.
Социальные гарантии, пенсии, отпуска, больничные, трудовой стаж? У внештатников их нет. Но за счет экономии на Фонде оплаты труда и повышения КПД своей деятельности работники получают на руки более высокие зарплаты, на которые и могут позволить себе отдых, больничный и накопления на старость. Иными словами, сам человек софинансирует все необходимые ему соцгарантии и может распределять средства в зависимости от потребностей и конкретных жизненных ситуаций.
В этом направлении сами платформы уже проводят некоторые эксперименты – запускают собственный страховой продукт, которые могут приобретать внештатники.
При обсуждении законопроекта в феврале 2022 года замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев также упоминал, что в новом законе должны быть даны определения и уточнения понятиям «самозанятый», «платформенная» и «неконвенциональная» занятость, определены права самозанятых и возможности социального страхования и социальной защиты.
Внедрение современных форм трудоустройства - вроде как дело хорошее и нужное, если мы мечтаем о продвинутом обществе. Но приживутся ли эти идеи в России? И та самая "социальная ответственность" будет ли обеспечена второй, более сильной стороной? Или юристы работодателей при каждом разборе происшествий в судах будут доказывать, что оплаченная работником страховка была какой-то не такой и под страховой случай не подпадает, а суды будут неизменно становиться на сторону корпораций? А еще - вот допустим, социально ответственный работник десятилетия обслуживает свой счет в банке и надеется, что это его будущие "декретные", "пенсионные", "отпускные", "больничные" накопления. Может ли хоть один банк или фонд в России гарантировать сохранность и необесценивание этих средств?
Одним словом, насколько прекрасными звучат сегодня идеи о социальной ответственности граждан и управлении собственными доходами, настолько же и несбыточными...
Напомним, 11 января 2023 года в Госдуму внесен проект новой редакции закона «О занятости населения в РФ», в числе авторов поправок – председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Законопроект, согласно пояснительной записке, нацелен на предотвращение безработицы. В числе категорий населения, на которых предлагается сделать акцент – люди, ищущие лучшую для себя работу, работники, находящиеся под риском увольнения, участники СВО и члены их семей, молодежь, индивидуальные предприниматели, самозанятые. Поправками впервые в российское правовое поле вводятся новые типы занятости, в том числе закрепляется понятие «платформенно занятые».
«Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона о занятости назрело давно», - прокомментировал инициативу председатель Госдумы Вячеслав Володин.