Иван Зубов
Психологическая наука давно интересуется тем, как работают механизмы так называемого «профессионального стресса», поскольку он играет очень большую роль и для индивидуального здоровья, и для эффективности работы целых компаний и организаций. При этом давно замечено, что стресс передается и от руководителя к подчиненным, и – но намного реже – наоборот. Но каким образом? Долгое время серьезных проверенных данных по этому поводу в распоряжении ученых не было.
Аналитики определяют профессиональный стресс как состояние неспособности адаптироваться к требованиям рабочей среды (сегодня это состояние называют по-разному: фрустрацией, дезадаптацией, выгоранием, дистрессом, акцентуацией и т.д.). В результате это состояние приводит к потере интереса к работе, низкой производительности труда и просто – к невыходу на работу. Более того, испытывая постоянный профессиональный стресс, человек часто заболевает соматическим или даже психическим расстройством.
Ученые уверены, что главной причиной этого является поведение руководителя любого уровня от отдела фирмы до региона и даже страны. Именно его эмоциональное состояние становится главным фактором для поддержания «здоровой» рабочей обстановки и благополучия его подчиненных. Не секрет, что именно лидерство зачастую соседствует у руководителя со стрессом, а это пагубно отражается саморегулировании эмоций, на принятии рациональных решений, на горизонте планирования событий и координации социальных взаимодействий команды, то на всем том, что как правило ожидают от руководителя вне стресса.
Оказалось же, что руководитель не только сам впадает в стресс, но и способен передавать его своим подчиненным, буквально «заражать» их. В результате исследований были выявлены и прямые, и косвенные механизмы передачи стресса. Первые работают во время взаимодействие между менеджером и сотрудником. Начальник способен передавать свои эмоции и настроение подчиненным с помощью мимики, тона голоса, бессознательных движений глаз и головы. Именно такое «эмоциональное заражение» и изучают социальные психологи.
Помимо этого, эмоции и настроение способны напрямую передаваться и более осознанными способами: с помощью ролевого моделирования и социального сравнения, происходящих, когда сотрудники согласовывают свои действия, эмоции, реакции и настроения с эмоциями менеджера.
Существует и косвенный механизм передачи стресса, когда вместо того, чтобы решать какую-то проблему начальник «уходит в себя», прекращая конструктивное общение, а это провоцирует стресс у подчиненных. Руководитель способен также ограничить доступ своего сотрудника к каким-то ресурсам компании, что тоже вызовет у того стресс.
Пока что все серьезные исследования не затрагивали вопроса, насколько продолжительно действие такого стресса, как долго сотрудник способен переживать его и восстанавливаться после него. Но в конце 2022 года это пробел во многом восполнило исследование датских ученых, в котором они изучили данные более пяти с половиной тысяч сотрудников и их непосредственных начальников четыре года. В итоге им удалось оценить длительность влияния стресса, которому подвергает своих сотрудников руководитель. Пока что это единственное в мире такое исследования. Российский врач Игорь Соколов публикует главные его выводы:
- Начальник действительно способен «заражать» стрессом своих сотрудников, а вот обратная связь (заражение сотрудником своего руководителя) учеными выявлена пока что не была.
- Эффект «заражения» оценивается в 10% передачи стресса от начальника к сотруднику. То есть количественный подсчет, как стресс руководителя влияет на подчиненного был выполнен впервые.
- Эффект «заражения» длится у начальника на протяжении года после сообщения о том, что он попал в стрессовую ситуацию. Это очень важный вывод, поскольку начальник способен «заражать» в течение года, что ставит перед организациями новую проблему – такой срок пребывания начальника в стрессе легко ведет к серьезным нарушениям его лидерских качеств и требует его «реабилитации» - то есть обращения за помощью к специалистам.
Ученые также отметили, что «эффект» заражения у сотрудников перестает определяться спустя 3 года, то есть средняя продолжительность стресса, передаваемого начальником, составляет от 1 года до 3 лет, после чего у подчиненного стресс либо проходит, либо он уже не реагирует на тот элемент поведения, который вызывал у него стресс.