К такому выводу пришли в ходе расследования журналисты издания Financial Times (FT). По данным репортеров, с декабря 2022 года Россия переключилась на использование танкеров-«невидимок».
Секрет их в том, что во время пути в пункт назначения на них отключены системы отслеживания. Это не позволяет наблюдателям установить их маршрут, получить данные об официальном собственнике и порте приписки.
Как отмечает «Коммерсант», обычно танкеры-«призраки» используют Иран и Венесуэла для транспортировки нефти в обход санкций. Об их существовании известно с 2020 года. Исследователи полагают, что в общей сложности в подобных схемах перевозки могут использоваться 288 судов, из них с Россией могут быть связаны порядка 100. Однако отследить принадлежность таких танкеров крайне сложно, поскольку они оформлены на подставных лиц через сеть оффшоров, и довольно часто меняют владельцев, чтобы избежать санкций.
Актуальность новых типов транспортировки нефти для России выросла после того, как в рамках санкционных мер, принятых в ответ на ведение российской военной операции на Украине, ЕС установил потолок цен на нефть из РФ и практически полностью запретил ее ввоз.