- Кажется, что уже десятки лет в регионах, где возможны землетрясения, дома строят с учётом сейсмоустойчивости. Почему в Турции такие огромные разрушения?
- Я не знаю, что были за постройки. Если мы говорим про Ближний Восток, так 20-30 лет назад строили не глядя, ничего не понимая про сейсмостойкость. Правила по сейсмичности в большей степени – дела последних трёх десятилетий. То, что строили до этого, не учитывало риски. Сейчас строят в основном из монолита, два – три этажа. Это нормально. То, что строили раньше, из любого дерьма, не выдерживает ни малейшей критики ни в каком аспекте.
- Почему в Японии, где подземные толчки не редкость, не бывает таких потерь?
- Во-первых, в Японии сейсмичность гораздо выше, поэтому у японцев необходимость думать об устойчивости в подкорке. Японию трясёт всю жизнь. Это как чувство голода в Китае. Нет в мире кулинарии, которая использует такое количество… ингредиентов… (тараканов и т.д). Китайцы используют, потому что у них в подкорке голод. Такая же ситуация в Японии с землетрясениями. Турция – не самая сейсмичная страна.
- Какие правила категорически нельзя нарушать при строительстве домов в сейсмоактивных регионах?
- Это зависит от материала несущих конструкций и от высотности. Железное правило: при высоте здания более 20 этажей в сейсмоопасных зонах необходимо создание дополнительных поясов. Если примитивно сказать, это нечто типа ещё одного фундамента на уровне 15 этажа.
- Какие лучше использовать материалы при малоэтажном строительстве?
- Вполне подходит монолит, из которого строят дома на Ближнем Востоке в последние десятилетия. Главный вопрос в фундаменте. Есть разные варианты – плавающие, с противовесами, такими, которые используются в Южной Корее при строительстве небоскрёбов. В целом, это не самые затратные мероприятия для зоны, в которой бывают землетрясения в 8 баллов.
Проблема в том, что разрешается строить сегодня и что было построено ранее. Дома же стоят десятки лет.
Еще один аспект - плотность застройки. Наши отечественные микрорайоны с девятиэтажками, разбросанными далеко друг от друга, вполне можно назвать элементом сейсмоустойчивости.
- Какова ситуация в России? Изменились строительные нормы после землетрясений?
- Конечно. Для высотных зданий появилось требование к поясам (дополнительное усиление). Пошло микросейсмическое районирование и теперь не чохом кидают общую зону сейсмоактивности, а внутри зоны проводятся исследования и её разбирают, указывая в каком районе возможны толчки какого уровня.
- Ущерб об природных катаклизмов ниже в развитых и богатых странах. Какие законы игнорируются в бедных регионах?
- Это зависит от местного законодательства. Но общее правило такое: если опыты землетрясения были, то с нормами даже в бедных странах всё хорошо. Если катастроф не было, то к этому относятся достаточно несерьёзно, не отягощая излишними проблемами застройщиков.