Posted 4 февраля 2023,, 13:31

Published 4 февраля 2023,, 13:31

Modified 4 февраля 2023,, 13:33

Updated 4 февраля 2023,, 13:33

Юрист: сотрудничество психиатров с полицией противоречит Конституции

Юрист: сотрудничество психиатров с полицией противоречит Конституции

4 февраля 2023, 13:31
Фото: 1MI
С 1 марта вступает в силу Приказ Минздрава, согласно которому психиатр обязан взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов
Сюжет
Законы

Этот документ обязывает врача информировать полицию о возможных рисках совершения «противоправных действий» со стороны пациента.

Приказ Минздрава о направлении психиатрами информации о состоянии здоровья пациентов в адрес правоохранительных органов, мягко говоря, не выдерживает никакой критики, уверен юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский:

«В Российской Федерации гарантирована защита любых сведений, содержащих врачебную тайну. Такие гарантии закреплены в Конституции страны, в федеральных законах об основах охраны здоровья граждан, о психиатрической помощи и гарантиях на ее получение, о персональных данных. Это означает, что подобная информация может быть передана без согласия гражданина только в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. При этом, лицо, получившее любые сведения о здоровье гражданина, несет персональную ответственность за сохранность и нераспространение этих сведений.

На самом деле, оснований, при которых допускается передача информации о состоянии здоровья граждан, не так уж много. Суд при рассмотрении дел различных категорий может запрашивать выписки из историй болезни и назначать судебные медицинские экспертизы, если это будет способствовать вынесению законного и обоснованного решения. Например, для разрешения вопроса о признании заключенного договора недействительным, если имеются основания полагать, что одна из сторон в момент его подписания могла находиться в невменяемом состоянии и не отдавала отчет в своих действиях. Или в случае необходимости подтвердить или опровергнуть состояние аффекта при совершении уголовно наказуемого деяния. В рамках расследования уголовных дел следователь или дознаватель вправе вынести постановлении о назначении медицинской экспертизы или освидетельствования, в том числе психиатрического, а также письменно затребовать необходимые сведения в лечебном учреждении.

В ряде случаев закон не предусматривает принудительное истребование информации о состоянии здоровья, но устанавливает соответствующие требования для выдачи специальных разрешений. Это касается получения водительского удостоверения, лицензии на приобретение гражданского оружия, прохождения ежегодных медицинских осмотров для отдельных категорий работников и пр. Но даже в таких ситуациях гражданин может запретить передачу сведений третьим лицам, правда, при этом он будет ограничен в приобретении или продлении специального права.

Минздрав, как орган, уполномоченный на реализацию государственной политики в области здравоохранения, безусловно, наделен компетенциями на издание нормативных правовых актов в установленной сфере. Вместе с тем, приказы министерства не могут противоречить действующему законодательству, так как закон всегда имеет большую юридическую силу чем приказ. Возникает вопрос: как должен поступить психиатр, если, осуществляя клинический осмотр пациента в рамках инициативного обращения или диспансерного наблюдения, выясняется, что его психическое состояние может привести к причинению вреда жизни и здоровью, как своему, так и других людей? Сегодня закон обязывает в подобной ситуации ставить вопрос о недобровольной госпитализации. Если госпитализация в моменте не требуется, подобный пациент, выйдя за пределы медучреждения, может столкнуться с любым психотравмирующим фактором, в результате чего станет опасным для общества. При этом закон не предусматривает передачу информации о потенциальной опасности пациента третьим лицам, включая правоохранительные органы. Если ссылаться на полномочия, предусмотренные порядком осуществления профилактического учета за лицами, страдающими психическими заболеваниями, в том числе отнесенных к тяжелой категории Д-5, то даже в таких случаях приказ не может преодолеть силу закона.

Выход видится в совершенствовании законодательства. Следует рассмотреть возможность внесения изменений в федеральный закон об основах профилактики правонарушений, в соответствие с которыми должны быть введены специальные нормы, касающиеся передачи сведений, содержащих врачебную и иную охраняемую тайну, правоохранительным органам. Причем, норма не должна быть абстрактной, в ней должны быть четко определены порядок и условия совершения таких действий. Также в России с 2020 года действует федеральный закон о едином федеральном информационном регистре, который устанавливает порядок сбора, хранения и использования сведений о населении страны. Следует оценить возможность ведения в соответствии с указанным законом реестра лиц, страдающих психическими расстройствами в тяжелой степени. Но прежде необходимо установить отсутствие противоречий с законодательством, регулирующим защиту прав граждан на нераспространение врачебной тайны. В виду того, что обеспечение общественной безопасности, согласно Конституции, может служить основанием для ограничения прав граждан, не являющихся неотъемлемыми, законодатель вправе внести в законодательство соответствующие поправки. И только после этого у Минздрава возникнут правовые основания издавать приказы, ограничивающие права россиян…»      

"