Posted 3 февраля 2023, 11:20
Published 3 февраля 2023, 11:20
Modified 3 февраля 2023, 11:22
Updated 3 февраля 2023, 11:22
Журнал The Economist опубликовал ежегодный рейтинг стран EIU по уровню развитости демократии.
На вершине списка: Норвегия, Швеция, Финляндия, Новая Зеландия, Дания, Исландия, Ирландия и Швейцария. Украина стоит в нем на 87 месте, а Россия - на 146-м.
Вместе с тем, The Economist напоминает, что в 2022 году затянувшийся спад мировой демократии остановился. В ежегодном исследовании оценивается состояние демократии в 167 странах на основе пяти показателей: избирательный процесс и плюрализм, функционирование правительства, политическое участие, демократическая политическая культура и гражданские свободы. Каждый показатель оценивается по шкале до десяти баллов.
Согласно последнему изданию, почти половина (45,3%) населения мира живет в условиях той или иной демократии, в то время как более трети (36,9%) — в условиях авторитарного правления (см. карту). Глобальный показатель 5,29 из десяти, что всего на 0,01 больше, чем в предыдущем году— это стагнация процесса, а не разворот от угасания демократии, начавшейся в 2016 году, что ожидалось.
Одной из причин, по которой ожидалась смена тенденции, была отмена ограничений, связанных с пандемией, в 2022 году. Повсеместное подавление индивидуальных свобод, изначально призванное защитить людей от COVID -19, привело к снижению показателей в 2020 и 2021 годах. Но любые улучшения в 2022 году были сведены на нет негативными событиями в других странах. Более того, Китай, где проживает почти пятая часть населения планеты, только в декабре прекратил политику «нулевой заболеваемости», заперев десятки миллионов своих граждан на долгие месяцы. Правительство отказалось от политики «нулевого заболеваемости» после широкомасштабных протестов против нее. Однако репрессивная реакция государства на эти протесты способствовала снижению оценки демократии в Китае до 1,94 балла из десяти, что является самым низким показателем с 2006 года, года начала составления рейтинга.
Поляризация общества остается самой большой угрозой для демократии в Америке, хотя исторически высокая явка на промежуточных выборах в ноябре и широкое неприятие кандидатов, которые все еще отрицают результаты президентских выборов 2020 года, помогли стране сохранить рейтинг на уровне 7,85.
Что касается других стран, то, к примеру, в результате многочисленных переворотов Буркина-Фасо опустилась на 16 позиций. Неудачные попытки переворота в Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, и Гамбии способствовали стагнации в рейтинге демократии в странах Африки к югу от Сахары второй год подряд.
Зато восемь из десяти стран, занимающих первые места в индексе, расположены в Западной Европе. Так Западная Европа стала единственным регионом, где в 2022 году было зарегистрировано заметное улучшение ситуации. Ее региональные показатели вернулись к уровню, существовавшему до пандемии. Норвегия сохранила свою давнюю позицию на вершине рейтинга, за ней следуют четыре другие скандинавские страны. (Новая Зеландия заняла второе место в глобальном рейтинге). В Турции, единственном «гибридном режиме» в регионе, за последнее десятилетие зафиксирован резкий спад демократии, что отражает автократическое правление Реджепа Эрдогана. Этим летом в стране пройдут решающие выборы, которые могут определить ее демократический статус.
Несмотря на некоторые глобальные улучшения, демократия во всем мире остается под угрозой, считиают эксперты.
Любопытно, что Украина, занявшая 87-е место, тоже проходит у составителей в категории «гибридные режимы». Причем год назад она занимала ту же самую позицию и в той же самой категории.
А вот России на месте не стоит и уверенно и лихо движется на самое дно категории «авторитарные режимы», опустившись за год на 22 позиции с 124 места на 146-е (рекордная скорость падения, говорят составители). Сейчас она балансирует где-то между Кубой и Ливией, безнадежно обогнав по авторитарности такие известные в этом смысле режимы, как Зимбабве и Камбоджа.
Составители рейтинга комментируют положение в нашей стране так:
«Амбиции режима по восстановлению позиций России как имперской державы вызывают яростное сопротивление Запада, а вот осуждение со стороны незападных стран не такое очевидное. Около двух третей людей живут в странах, правительства которых либо нейтральны, либо настроены положительно по отношению к России.
Российская пропагандистская машина пытается убедить эти страны в том, что цель Запада — «разделить и уничтожить» Россию. В самой России жесткий контроль государства над средствами массовой информации и подавление протестов против СВО привели к тому, что она получила рекордно низкий балл — 2,28…»