В одном из ведущих вузов страны - РГГУ хотят ограничить доступ к чат-боту ChatGPT из-за того, что один из выпускников университета написал диплом с помощью нейросети. Этот прецедент грозит вскоре стать в российских вузах самым обычным делом. И вот почему.
«Если держать себя в руках, то и на «отлично» можно сдать!»
Вот, как описал этот процесс в своем блоге сам виновник события Александр Жадан:
«Защитил диплом, написанный ChatGPT. Поделюсь, как организовал процесс, что услышал от людей о получившемся тексте и почему должен чизкейк. Вышло ненапряжно и прикольно!
Чтобы убрать повторы в тексте и лишний раз не акцентировать, отмечу:
Когда нужно начать диплом, я не хотел писать его, а платить было влом. Возникла идея совместить приятное с неприятным — протестировать ChatGPT на написание работы. Так выйдет обучиться составлять запросы нейронке, а еще понять, насколько она прикольная. Спойлер — великолепная!
Для начала требуется составить план по теме диплома «анализ и совершенствование управления игровой компании». Формирую запрос ChatGPT как «напиши план для диплома по теме…». Машина предлагает вариант, скидываю научнице (научной руководительнице, прим.ред). В предложенном плане ничего не меняю.
В ответ узнаю про методичку, справочный материал про написание и оформление диплома. Основное:
Далее следует подробное описание нюансов работы над дипломом с учетом пожеланий научной руководительницы. А потом пришел день защиты:
«Захожу обратно в аудиторию, наступает моя очередь. Спокойно защищаю диплом, отвечаю на вопросы. Комиссия засчитывает выступление, но ее смущает, что я засмеялся до защиты и охарактеризовали представленную организацию в дипломе как «нетрадиционную» (так и не понял, что это).
Мне снизили оценку за рассказ о европейской компании и смех. Получил удовлетворительно. Остался целым и спешу готовить чизкейк.
Короче говоря, писать диплом с ChatGPT круто. Определенно нужно редактировать самому, но большинство машина выдает все сама. Если еще держать себя в руках, то и оценку можно хорошую получить…»
Отклики на этот пост были двоякими:
- Можно ли таким образом подготовить диссертацию?
- На месте его инспектора, я бы лишился его диплома, отчислил ы за нарушения и со справкой отправил бы в военкомат.
Сам же Жадан дал интервью каналу Ксении Собчак «Осторожно, новости», рассказав о реакции вуза, судьбе своего диплома и проблемах в системе образования.
22-летний Александр Жадан работает бренд-менеджером в геймдев студии и с нейросетью познакомился еще до написания диплома. Александр подчеркивает, что не попросил чат-бот GPT написать диплом за него, а создал алгоритм, который способен помочь в создании академической работы. При этом придал свою историю огласке он осознанно — чтобы подсветить незарегулированность нейросетей в академической среде.
В итоге после треда в соцсети руководство вуза вызвало студента для беседы. С представителями РГГУ поговорил юрист Александра, и стороны остались без претензий друг к другу. “Ни у меня, ни у вуза нет намерений навредить. Здесь больше вопрос к системе образования — нужно продумывать алгоритм того, как относиться к нейросетям”, — рассказывает выпускник. Сам диплом он должен забрать через пару недель, аннулировать его не будут.
«То, что происходит сейчас, могло быть в начале нулевых, когда кто-то начал использовать интернет. а не литературу для написания дипломов, и был придуман Антиплагиат. Запретили интернет? Нет. Нужно не запрещать, а думать, как с этим работать”, — говорит Александр. Свои слова о том, что “диплом — переоценённая хрень” Александр называет “хот-тейком”. Он поясняет, что речь идет исключительно о его опыте, а сам процесс обучения для него важен и ценен, хотя российские вузы и могли бы давать студентам больше практики и идти в ногу со временем.
Со своей стороны, декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский, заявил «Радиоточке НСН», что не нужно отказываться от написания дипломных работ в вузах из-за появления новых технологий и нейросети:
«Человека можно обмануть всегда, но это зависит от квалификации того, кого пытаются обмануть, и от его усердия. Сегодня и без нейросетей можно найти текст в интернете. Здесь вопрос именно к преподавателям, к их отношению к своей работе и к их степени толерантности к такого рода нарушениям этики. Хорошая работа предполагает работу студента на протяжении достаточно длительного периода под научным руководством, а недобросовестного студента легко вычислить».
И это правильно, запрет - странная идея. Запретить технологии – крайне недальновидная идея. Допустим, власти запретят доступ к ним, ну тогда те, кому нужно войдут через VPN, или сделают новые разработки. Наоборот, нужно создать альтернативы и заинтересовывать студентов в вопросах создания научных разработок. Почему студенты РГГУ подделывают работы? Значит, им просто неинтересно учиться, - сходятся эксперты во мнении, комментируя этот случай.
Так, аналитик Илья Матвеев пишет:
«В комментариях лютейшая ненависть к российскому образованию в целом и написанию диплома в частности - вплоть до историй "зачем chatGPT, я просто все скопипастил и сработало", на что люди пишут "молодец, с этой системой - только так".
И вот я думаю. Написать диплом в принципе нетривиальная задача, в некоторых образовательных системах это вообще опционально. Еще хуже, когда цель процесса и его ход тебе внятно не разъясняют, методологически не помогают, зато цепляются к формальным вещам. Все это поверх общей демотивации после четырех лет плохого образования. Догадываюсь, что в большинстве российских вузов ситуация именно такая. Высокая планка, например, в ВШЭ и на моем бывшем факультете, - исключение. Отсюда, видимо, все эти эмоции.
Окей. Но! Отсутствие высокой планки означает, что и особых трудностей с написанием диплома нет - ну прочитай что-то, перескажи. В чем проблема это сделать (за целый год!) и откуда такая боль и желание обманывать/"нагибать систему"? Система ведь в том числе академически нечестными студентами и создается, они - часть проблемы. Как, например, сам этот парень из РГГУ. Вуз-то и факультет, может, не самые лучшие, но и далеко не самые худшие. Что за проблема написать по-человечески диплом в РГГУ? Там-то зачем с системой (т.е. с собственным образованием) бороться?
В общем, реформировать все и реформировать. Но, видимо, когда-нибудь потом, вместе с остальными вещами в прекрасной России будущего. А пока живем в "плохом равновесии", где образование мало что дает студентам, а они в ответ ломают свое и чужое образование.
Сам случай, кстати, не особо примечательный. ChatGPT там реально треть текста, несколько раз переписанная после попыток научницы остановить поток бреда, остальное тупо плагиат с рандомными цифрами в чужих таблицах, прямо как у чиновников из базы «Диссернета». Все это защищено с трудом и на 3, после долгих измывательств над научницей и всем педколлективом. Если абстрактно еще можно поставить вопрос "курица или яйцо", "вуз или студент", то тут все однозначно - дело в студенте, который дальше будет всю жизнь ходить с клеймом шибко умного плагиатора…»