Posted 3 февраля 2023, 11:21

Published 3 февраля 2023, 11:21

Modified 3 февраля 2023, 11:23

Updated 3 февраля 2023, 11:23

«Оценку снизили за смех…» Как студент РГГУ защищал диплом, написанный нейросетью

3 февраля 2023, 11:21
Сюжет
Вузы
В социальных сетях горячо обсуждается новый прецендент в российском образовании – плагиат, составленный искусственным интеллектом

В одном из ведущих вузов страны - РГГУ хотят ограничить доступ к чат-боту ChatGPT из-за того, что один из выпускников университета написал диплом с помощью нейросети. Этот прецедент грозит вскоре стать в российских вузах самым обычным делом. И вот почему. 

«Если держать себя в руках, то и на «отлично» можно сдать!»

Вот, как описал этот процесс в своем блоге сам виновник события Александр Жадан:

«Защитил диплом, написанный ChatGPT. Поделюсь, как организовал процесс, что услышал от людей о получившемся тексте и почему должен чизкейк. Вышло ненапряжно и прикольно!

Чтобы убрать повторы в тексте и лишний раз не акцентировать, отмечу:

  • Мне диплом не нужен, работаю по специальности без него.
  • Диплом — это переоцененная хрень, нестоящая стольких усилий.
  • ChatGPT — круто. Но точно круче, если со своими руками.

Когда нужно начать диплом, я не хотел писать его, а платить было влом. Возникла идея совместить приятное с неприятным — протестировать ChatGPT на написание работы. Так выйдет обучиться составлять запросы нейронке, а еще понять, насколько она прикольная. Спойлер — великолепная!

Для начала требуется составить план по теме диплома «анализ и совершенствование управления игровой компании». Формирую запрос ChatGPT как «напиши план для диплома по теме…». Машина предлагает вариант, скидываю научнице (научной руководительнице, прим.ред). В предложенном плане ничего не меняю.

В ответ узнаю про методичку, справочный материал про написание и оформление диплома. Основное:

  • работа состоит из введения, теории, анализа, предложений, заключения, используемой литературы.
  • вывод после каждой главы.
  • все части связаны.
  • >60 страниц
  • оригинальность >70%...»

Далее следует подробное описание нюансов работы над дипломом с учетом пожеланий научной руководительницы. А потом пришел день защиты:

«Захожу обратно в аудиторию, наступает моя очередь. Спокойно защищаю диплом, отвечаю на вопросы. Комиссия засчитывает выступление, но ее смущает, что я засмеялся до защиты и охарактеризовали представленную организацию в дипломе как «нетрадиционную» (так и не понял, что это).

Мне снизили оценку за рассказ о европейской компании и смех. Получил удовлетворительно. Остался целым и спешу готовить чизкейк.

Короче говоря, писать диплом с ChatGPT круто. Определенно нужно редактировать самому, но большинство машина выдает все сама. Если еще держать себя в руках, то и оценку можно хорошую получить…»

Отклики на этот пост были двоякими:

- Можно ли таким образом подготовить диссертацию?

- На месте его инспектора, я бы лишился его диплома, отчислил ы за нарушения и со справкой отправил бы в военкомат.

Нужно не запрещать, а думать

Сам же Жадан дал интервью каналу Ксении Собчак «Осторожно, новости», рассказав о реакции вуза, судьбе своего диплома и проблемах в системе образования.

22-летний Александр Жадан работает бренд-менеджером в геймдев студии и с нейросетью познакомился еще до написания диплома. Александр подчеркивает, что не попросил чат-бот GPT написать диплом за него, а создал алгоритм, который способен помочь в создании академической работы. При этом придал свою историю огласке он осознанно — чтобы подсветить незарегулированность нейросетей в академической среде.

В итоге после треда в соцсети  руководство вуза вызвало студента для беседы. С представителями РГГУ поговорил юрист Александра, и стороны остались без претензий друг к другу. “Ни у меня, ни у вуза нет намерений навредить. Здесь больше вопрос к системе образования — нужно продумывать алгоритм того, как относиться к нейросетям”, — рассказывает выпускник. Сам диплом он должен забрать через пару недель, аннулировать его не будут.

«То, что происходит сейчас, могло быть в начале нулевых, когда кто-то начал использовать интернет. а не литературу для написания дипломов, и был придуман Антиплагиат. Запретили интернет? Нет. Нужно не запрещать, а думать, как с этим работать”, — говорит Александр. Свои слова о том, что “диплом — переоценённая хрень” Александр называет “хот-тейком”. Он поясняет, что речь идет исключительно о его опыте, а сам процесс обучения для него важен и ценен, хотя российские вузы и могли бы давать студентам больше практики и идти в ногу со временем.

Виноваты преподаватели!

Со своей стороны, декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский, заявил «Радиоточке НСН», что не нужно отказываться от написания дипломных работ в вузах из-за появления новых технологий и нейросети: 

«Человека можно обмануть всегда, но это зависит от квалификации того, кого пытаются обмануть, и от его усердия. Сегодня и без нейросетей можно найти текст в интернете. Здесь вопрос именно к преподавателям, к их отношению к своей работе и к их степени толерантности к такого рода нарушениям этики. Хорошая работа предполагает работу студента на протяжении достаточно длительного периода под научным руководством, а недобросовестного студента легко вычислить».

Просто студентам неинтересно там учиться…

И это правильно, запрет - странная идея. Запретить технологии – крайне недальновидная идея. Допустим, власти запретят доступ к ним, ну тогда те, кому нужно войдут через VPN, или сделают новые разработки. Наоборот, нужно создать альтернативы и заинтересовывать студентов в вопросах создания научных разработок. Почему студенты РГГУ подделывают работы? Значит, им просто неинтересно учиться, - сходятся эксперты во мнении, комментируя этот случай.

Так, аналитик Илья Матвеев пишет:

«В комментариях лютейшая ненависть к российскому образованию в целом и написанию диплома в частности - вплоть до историй "зачем chatGPT, я просто все скопипастил и сработало", на что люди пишут "молодец, с этой системой - только так".

И вот я думаю. Написать диплом в принципе нетривиальная задача, в некоторых образовательных системах это вообще опционально. Еще хуже, когда цель процесса и его ход тебе внятно не разъясняют, методологически не помогают, зато цепляются к формальным вещам. Все это поверх общей демотивации после четырех лет плохого образования. Догадываюсь, что в большинстве российских вузов ситуация именно такая. Высокая планка, например, в ВШЭ и на моем бывшем факультете, - исключение. Отсюда, видимо, все эти эмоции.

Окей. Но! Отсутствие высокой планки означает, что и особых трудностей с написанием диплома нет - ну прочитай что-то, перескажи. В чем проблема это сделать (за целый год!) и откуда такая боль и желание обманывать/"нагибать систему"? Система ведь в том числе академически нечестными студентами и создается, они - часть проблемы. Как, например, сам этот парень из РГГУ. Вуз-то и факультет, может, не самые лучшие, но и далеко не самые худшие. Что за проблема написать по-человечески диплом в РГГУ? Там-то зачем с системой (т.е. с собственным образованием) бороться?

В общем, реформировать все и реформировать. Но, видимо, когда-нибудь потом, вместе с остальными вещами в прекрасной России будущего. А пока живем в "плохом равновесии", где образование мало что дает студентам, а они в ответ ломают свое и чужое образование.

Сам случай, кстати, не особо примечательный. ChatGPT там реально треть текста, несколько раз переписанная после попыток научницы остановить поток бреда, остальное тупо плагиат с рандомными цифрами в чужих таблицах, прямо как у чиновников из базы «Диссернета». Все это защищено с трудом и на 3, после долгих измывательств над научницей и всем педколлективом. Если абстрактно еще можно поставить вопрос "курица или яйцо", "вуз или студент", то тут все однозначно - дело в студенте, который дальше будет всю жизнь ходить с клеймом шибко умного плагиатора…»

Подпишитесь