Ирина Мишина
История, произошедшая в Смоленской области, – наглядная иллюстрация того, как с подачи местных чиновников исчезают в России леса, мелеют реки, меняется климат, что не может не отражаться на здоровье людей – нас с вами. Именно поэтому мы решили столь подробно разобраться в деталях этой детективной истории, которая по сути - преступление против российской природы и нашей общей исторической памяти.
Территория Государственного природного заповедника «Хмелита» — это свыше 24 000 гектаров полей, лесов и рек. На этой территории находится также Музей-заповедник «Хмелита» - федеральное учреждение культуры. В 1998 году постановлением тогдашней областной администрации вся огромная территория заповедника была отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
«Именно здесь зарождается Днепр, берет исток знаменитая река Вазуза - приток Волги и Днепра, здесь растут высоковозрастные леса, многим деревьям по 180-200 лет. Здесь произрастают многие краснокнижные растения, здесь – один из основных ареалов обитания рыси, многие перелетные птицы отдыхают здесь во время своей миграции. Уникальность «Хмелиты» еще и в том, что с этим местом связаны культурные и исторические реликвии. Здешние места хранят память о русских писателях Александре Грибоедове, Михаиле Булгакове, это родина русского флотоводца Нахимова. Здесь находятся курганы и могильники, связанные с разными периодами российской истории. Здесь же, на территории бывшего «Вяземского котла», находится, по мнению краеведов, до тысячи останков советских солдат, погибших в 41-м», - рассказывает член правления РОО «Общественный комитет Вяземского района Смоленской области» Николай Маркин.
Как же получилось, что эта уникальная территория была лишена статуса особо охраняемой?
Все началось с письма, которое директор музея-заповедника им. Грибоедова, находящегося на территории ООПТ «Хмелита», Надежда Кулакова, направила губернатору Смоленской области Островскому. Она выступила со странной для ее должности инициативой – признать постановление об охранном статусе этой природной территории утратившим силу (письмо от 20.12.2021 г. №546). После этого губернатор сразу признает утратившим силу постановление администрации Смоленской области от 1998 г. "Об отнесении территории государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.Грибоедова «Хмелита» к особо охраняемым природным территориям".
Тут, кстати, не лишне заметить, что госпожа Кулакова обустроила далеко не самый скромный коттедж на территории особо охраняемой природной территории «Хмелита». Застройка охраняемых территорий вообще становится у нас делом модным. Дома на лоне природы вблизи водоемов стоят дорого, продаются хорошо. У нас практически нет сомнений в том, что и территорию бывшей ООПТ «Хмелита» присмотрели застройщики. Однако, вернемся к бдительной гражданке Кулаковой, автору письма губернатору. Мы дозвонились до нее и попросили объяснить, чем вызваны ее претензии к природоохранной территории. Но в ответ услышали нечто невнятное насчет того, что она, дескать, «просто просила обратить внимание на юридическое несоответствие в документах».
Вопрос: с чего бы это директор музея так озаботилась судьбой рек, лесов и торфяников? Или она специалист в области экологии и охраны природы?
«Есть музей-заповедник «Хмелита», который регулируется Законом об охране объектов культурного наследия. Но это не значит, что руководители и сотрудники учреждений культуры могут выполнять функции государственных инспекторов по охране этой территории как ООПТ. Режим ООПТ может существовать с объектом культурного наследия. Региональная ООПТ должна находиться в ведении Минприроды Смоленской области. Если этот режим собрались снимать, необходимо обоснование, согласованное с Минприроды России. Одного намерения губернатора в данном случае не достаточно», - считает член Координационного Совета по экологическому благополучию Общественной Палаты РФ Антон Хлынов.
Тем не менее, после письма бдительной директрисы музея губернатору события на Смоленщине начали разворачиваться стремительно. Выяснилось, что не было разработано Положение об ООПТ «Хмелита», где четко были бы обозначены площадь, границы природоохранной территории и устанавливались бы условия использования земель и водных объектов. В чем вопрос, казалось бы? Возьмите и разработайте! Исходя из этой простой логики Вяземский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием обязать Дирекцию особо охраняемых природных территорий Смоленской области разработать Положения об ООПТ Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. Грибоедова «Хмелита» и провести работы по установлению границ, а администрацию региона обязать всё это утвердить.
Однако, не дожидаясь этого, 25 января 2023 года Вяземский районный суд выносит решение об отказе в удовлетворении иска прокурора, объясняя это тем, что 13 декабря 2022 года вышло Постановление администрации Смоленской области, согласно которому отнесение музея-заповедника «Хмелита» к ООПТ признавалось утратившим силу. Соответственно, разработка Положения об особо охраняемой территории в отношении местности, которая уже не является ООПТ, невозможна.
Мы обратились в департамент по природным ресурсам и экологии Смоленской области. Там нам пояснили: «После проведения ряда исследований и экспертиз, было выявлено, что на данной территории отсутствуют научно обоснованные, особо ценные участки природы и ландшафты, что является первостепенным основанием для создания особо охраняемой природной территории. Более того, местные жители регулярно высказывали недовольство, связанное со сложностью прокладки и подключения инженерных сетей на указанной территории».
В департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии также заявили, что на обширной территории вокруг музея располагаются дороги общего пользования и другие элементы инфраструктуры, земли населенных пунктов, сельхозугодья, и статус особо охраняемой природной территории "усложнит развитие Вяземского района Смоленской области", о чем якобы заявили в своих обращениях не названные местные жители.
Коттеджи на костях
Аргументы, выдвинутые местными жителями, более, чем весомые. Ведь именно здесь, на территории Государственного природного заповедника «Хмелита», находится самая высокая отметка территории Смоленско-Московской возвышенности с отметкой 319,9 м . Недалеко от этого места, северо-восточнее деревни Мартюхи, находится исток одной из наиболее живописных рек России — Вазузы, притока Волги и Днепра. Большая часть территории природного заповедника вообще расположена на водоразделе рек Днепра и Волги. Хвойные и смешанные леса являются естественной защитой истоков рек, их вырубка под застройку приведет к обмелению и фактическому уничтожению этих рек.
«Высыхание рек в России тесно связано с вырубкой лесов, которая может стать причиной настоящей природной катастрофы. Ведь леса – это щит, защищающий людей и природу от наводнения и засух. Когда лесов становится меньше, территория вокруг них опустынивается: ведь лесные массивы – это своего рода насос, который затягивает влагу вглубь континента. Если нарушить этот процесс, если влаги станет меньше, может нарушиться сток рек и озер. Воды в реках и озерах станет меньше, они высохнут», - заявил "НИ" председатель общественного совета при Рослесхозе, член консультативного совета ОПРФ по экологическому благополучию Владимир Морозов.
Помимо этого на территории природного заповедника «Хмелита» находятся археологические памятники, городища, курганные могильники, которые представляют историческую ценность. Знаменитое село Касня считается одним из мест действия романа Л.Н.Толстого "Война и мир. К тому же ООПТ «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" - родина великого русского адмирала Нахимова. Это место также один из памятников Великой Отечественной войны, еще не до конца изученный.
«Вяземская земля стала местом одной из самых больших трагедий Великой Отечественной войны, тут находился так называемый «Вяземский Котел», когда несколько сотен тысяч бойцов и командиров Красной Армии оказались в окружении западнее Вязьмы. Тут постоянно проходят раскопки. Следопыты находят все новые материалы, которые говорят о жестоком обращении с советскими военнослужащими, попавшими в плен к гитлеровцам. Только весной 2021 года в рамках «Вахты памяти» около деревни Всеволодкино поисковикам удалось поднять останки 132 воинов. Интересно, как Министерство обороны смотрит на снятие охранного статуса с этих земель? Как можно будет эти земли застраивать, осваивать? Коттеджи на костях?!», - говорит член правления РОО «Общественный комитет Вяземского района Смоленской области» Николай Маркин.
Возникают вопросы и к самой процедуре снятия охранного статуса с ООПТ "Хмелита". Почему не была проведена доскональная экспертиза, почему была проигнорирована очевидная ценность этой территории, о чем сказано даже в учебниках по географии средней школы?
«Мне представляется абсурдным аргумент Минприроды РФ о том, что в ООПТ «Хмелита» нет ничего ценного. Покажите фактуру, которая это доказывает! Должна быть доскональная экспертиза. Нам говорят, что экспертизу проводило ВНИИ экологии. Как экологи могут оценить природную ценность охраняемой территории? Снимая статус ООПТ, мы увеличиваем риск лесозаготовок. К тому же в этом регионе зарождаются большие реки, берет исток Днепр. Почему это не отражено в экспертном заключении? Нельзя сбрасывать со счетов и то, что ООПТ выполняет охранные функции, связанные с климатом, с животными. Тут нужны конкретные детальные экспертизы», - считает член Координационного Совета по экологическому благополучию Общественной Палаты РФ Антон Хлынов.
Какие именно «исследования и экспертизы» были проведены на этой территории перед снятием с нее охранного статуса, никто из чиновников не говорит. Все, связанное со снятием охранного статуса с ООПТ» Хмелита», вообще происходит тайно . Кому это выгодно?
«Есть интересанты со стороны застройщиков. Уже начиналась вырубка лесов в районе деревни Всеволодкино и урочища Кишкино. А ведь это территория «Вяземского котла», места массовой гибели советских солдат. Практикуют в этих краях и VIP- охоту. Учитывая, сколько животных водится в здешних лесах, можно сделать вывод об интересе и с этой стороны», - рассказывает член правления РОО «Общественный комитет Вяземского района Смоленской области» Николай Маркин.
Эксперты сходятся в том, что природоохранный статус Хмелиты требует расследования. Аргумент о сложности с коммуникациями не выдерживает никакой критики.
«Если нужно протянуть какие-нибудь коммуникации, в Положении об ООПТ можно предусмотреть дифференцированный режим особой охраны, позволяющий осуществлять здесь хозяйственную деятельность при соблюдении ряда условий. Но если там хотят сделать место для VIP- охоты, это другой вопрос. Скорее всего, с этой стороны и появились основные интересанты. Территория более чем в две тысячи га не может входить в какие-то категорические противоречия с экономикой региона. Чиновники Минприроды РФ, согласовывая «с лёгкой руки» решение губернатора области об упразднении ООПТ, могли действовать предвзято, лоббируя чьи-то интересы. Но если территорию ООПТ использовать не по назначению, мы получим социальный и экологический ущерб всероссийского масштаба", - считает член Координационного Совета по экологическому благополучию Общественной Палаты РФ Антон Хлынов.
Во всем этом предстоит разобраться следственному комитету России. Как стало известно, глава СК РФ Александр Бастрыкин поставил на личный контроль проверку по сообщению о возможных нарушениях режима особо охраняемой природной территории в Смоленской области. В СУ СК России по Смоленской области по данному факту началась процессуальная проверка.