Posted 1 февраля 2023,, 10:28

Published 1 февраля 2023,, 10:28

Modified 1 февраля 2023,, 10:30

Updated 1 февраля 2023,, 10:30

Зависть или вздох облегчения? Кто радуется бегству деятелей российской культуры

Зависть или вздох облегчения? Кто радуется бегству деятелей российской культуры

1 февраля 2023, 10:28
Фото: Соцсети
Отъезд за границу известных отечественных музыкантов, актеров, художников, писателей и поэтов по мнению многих из оставшихся их коллег пойдет только на пользу российской культуре

Очередной массовый отъезд российских граждан, несогласных с политикой родного государства, как известно, коснулся и очень многих представителей культуры. Иные из них уже получили от государства «почетное» звание иностранных агентов, другие пока что просто уехали и не высказывают своих политических взглядов. Некоторые, впрочем, остаются на родине, но уже практически лишились возможности выступать или публиковаться.

Место уехавших занять некому

Ситуация, конечно, неприятная, однако есть в стране немало людей, которых она радует. О таких написал в своем блоге известный политический аналитик Александр Баунов:

«Самое невежественное, что приходилось встречать в последнее время — это радость деятелей патриотической культуры по поводу выбытия из отечественного творческого пространства тех или иных режиссеров, писателей, актеров и художников, под возгласы «ну и отлично, ну и больше нам свободного места». Это какое-то полное неведение того, как устроена культура.

Ладно малокультурные патриоты, но деятели-то должны понимать, что поэт, писатель, режиссер и художник не занимает чье-то место, он создает своё, создает пространство, которого до него не было, и после него не будет, и вместе с человеком закрывается и открытая им позиция. Оттого что расстреляли «белогвардейца Гумилева» у русской поэзии не появилось нового Гумилева, хоть пролетарского, хоть нет, просто не стало Гумилева и прекратились его стихи. И стихи Мандельштама прекратились, а не кто-то заговорил его строфой, но в правильном направлении. И оттого, что внутри прекрасного нового мира без врагов, только для своих из числа своих от тоски повесился Есенин и застрелился Маяковский, мир своих не произвел нового Есенина и Маяковского, как ни старался, а так и бегает за их тенями. От того что выслали Бродского и потеряли Тарковского других не появилось, просто осталось пусто место. От того, что Шаляпин уехал на гастроли и не вернулся, никто в наркомате просвещения не запел шаляпинским басом, так он главным русским басом и остался, а Россия осталась без него.

Помнят, ли про это деятели эксклюзивно патриотической культуры? Помнят, но очень хотят забыть. Всё им кажется, что наберут в грудь побольше воздуху, раздуют пошире щеки, и зазвучит из них шаляпинский бас, немного ведь осталось, неужели ради родины, да её победы не важно где и над чем, да не зазвучит. Знают ведь результат, но боятся себе признаться.»

Да плевать они хотели на культуру!

В комментариях, впрочем, высказывались и другие версии такого положения дел. К примеру. Политолог Владимир Гельман пишет:

«Это не невежество, а рациональность - эти люди отлично знают цену и себе, и своим конкурентам, но устранение конкурентов дает им больше возможностей для получения выгодных контрактов, заказов и проч.; примерно так же предшественники сегодняшних бенефициариев избавлялись от конкурентов, которых преследовали как "безродных космополитов", диссидентов и проч.; а на культуру, думаю, им плевать…»

Того же мнения и публицист Михаил Генин:

«Очень сомневаюсь, что они переживают за культуру в целом. Думаю, в основном всех вдохновляет пример Чебурашки, порвавшем прокат в отсутствии хоть какой-то конкуренции. И думают условные Галанин и Шаман, что не будет Гребенщикова и Шевчука, - и пойдет публика на их концерты…»

Той же точки зрения держатся и многие другие:

- Ой, ну разве дело в пространстве? Дело в месте, причем бюджетом оплачиваемом. Театров, музеев, культурных центров не так много. А тут - раз, и освободились сразу несколько. И даже роли в спектакле - не снимать же целиком спектакль, если он успешный? В общем, и актерам есть за что побороться.

- Возможно, у них очень узкое понимание русской культуры. Возможно, для них русская культура – квас с редькой, босая беременная жена и кулачные бои на Масленицу. Может быть, патриоты как раз хотят, чтобы культурные пространства и контент уехавших исчезли вместе с ними. Концертные залы-то при этом останутся.

- Вайда как-то прокомментировал во время военного положения, что министр культуры, говорящий, что пусть режиссёры уходят, мы пригласим других, похож на директора Центрального банка, обещающего напечатать фальшивые деньги.

- Это верно. Но у них, помимо обычной радости завистника (завистник не рассуждает, кто там чье место занимает) есть и еще одна радость. Вся история где-то после 50-х - это холодная гражданская война. С очень разными союзами-коалициями-участниками, иногда затихающая, иногда вспыхивающая, в какие-то моменты даже становившаяся не холодной - но не прекращающаяся никогда. И вот теперь одной из сторон кажется, что она победила. Это иллюзия, скоро у них наступит похмелье.

- Если бы культура в России существовала на чисто рыночных условиях, то да, тогда всё написано правильно. А поскольку это не так, то радость оставшихся вполне понятна - их выбор оказался удачнее. В условиях, когда уехавшие, по сути, отказались от государственного и окологосударственного финансирования, оставшиеся его с чистой совестью подберут. И радуются они этому вполне искренне.

Весь шоу-бизнес - это собачий вальс в разных вариациях!

Впрочем, аналитик Василий Иванов призвал не слишком беспокоиться по этому поводу, поскольку не все деятели культуры - это высоконравственный народ:

«Они такие же как все. Просто это пиар такой, что культура что-то высокое, на самом деле это как хлеб и вода, за которые платить надо. Люди хотят плакать, хотят смеяться. И за это готовы платить. Ну, не считаем же мы тех, кто печет хлеб нравственными, хотя очень нужная профессия. Что касается области культуры, то у нас тут хорошее образование из разных людей делают специалистов, которые могут заставить и смеяться, и плакать. У нас пока уникальная театральная школа и пока неплохие консерватории, так что местами есть хороший театр. И фильмы иногда делают неплохие. И не только собачий вальс из всех окон звучит.

Другое дело, что у нас огромная армия актеров-режиссеров сериальщиков, которые никакого отношения к профессии не имеют, а весь шоу-бизнес - это собачий вальс в разных вариациях, Что вы хотите от них? Это они то делают высокое? Их то через неделю наглухо забывают, если лицо свое не покажут. Так что культура это всего лишь один из видов деятельности человека, а что-то там высокое это как раз то, чтоб высосать как можно больше денег для себя. Другое дело, что без нее никак, это огромный воспитательный процесс человека, который наполняет человека внутренним содержанием, но будешь ты себя наполнять Шостаковичем или Киркоровым вопрос выбора и дальнейшим нравственным ориентиром.

Не таланты уехали, а паразиты отвалились!

Зато провластный политолог Сергей Марков дал самую настоящую отповедь Баунову:

«Александр Баунов, яркий, стильный, тонкий эксперт фонда Карнеги опубликовал статью, которую многие перепечатали и обсуждают. Он назвал невежественными патриотических деятелей культуры, которые радуются, что уехали и освободили место деятели культуры, которые против СВО.

Баунов также обвинил патриотов в культуре, что они не понимают, как устроена культура. Не понимают, что когда Мандельштам или Гумилев уходят, их место никто не занимает, оно просто пустеет. Это правда, при Гумилева. Но не правда про Серебренникова и Хаматову.

Александр, вы же понимаете, как устроена современная культура? Ее делают не творцы, а галеристы, которые дают место, и руководители СМИ, которые дают известность и руководители фондов, которые дают деньги.

Поэтому в современной культуре идет не честная борьба творцов, а жесткая борьба идеологией за гранты, за медиа, за позиции. За ресурсы.

И в современной культуре именно противники СВО, противники Путина, противники русского народа, захватили почти все ресурсы культуры и буквально навязывают свою фальшивую, исполненную ненависти к России культуру российскому обществу за российские деньги.

И патриотические деятели культуры не призывают запретить противников России и русского народа. Они призывают прекратить заваливать государственными деньгами и грантами и медиа тех, кто против России и против СВО.

Вот поэтому они так рады, что уехали те, кто захватывал все последние 30 лет все государственные культурные ресурсы и не давал развиваться тем, кто за Россию. Уезжают фальшивые таланты. Серебренников не талант. Он искусственно раздут государственными деньгами.

Они именно занимают чужое место. Пользуясь идеологической и иногда и другой близостью с теми, кто выдает "ярлык на талант" и деньги. Серебренников не Гумилев, он анти-Гумилев, хитрый авантюрист, который годами забирал сотни миллионов, которые должны были идти на культуру России. И десятки таких фальшивых талантов сосали из госбюджета годами и десятилетиями. И наконец уехали. Не таланты уехали, а паразиты отвалились…»

 

"