Posted 1 февраля 2023, 07:48
Published 1 февраля 2023, 07:48
Modified 1 февраля 2023, 07:50
Updated 1 февраля 2023, 07:50
Александр Сычев
Пресс-секретарь ВВС Украины полковник Юрий Игнат разъяснил журналистам на пресс-брифинге: «Мы должны подготовить инфраструктуру аэродромов, чтобы пилоты могли безопасно приземляться на взлетно-посадочные полосы», и уточнил, что работы ведутся для приема западных истребителей.
Тема предоставления Киеву западных самолетов, после того как был решен прецедентный танковый вопрос, вышла на первый план. Ряд стран и даже представители некоторых компаний изготовителей выразили готовность поделиться своими запасами многоцелевых истребителей. В основном речь идет об американских F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол») или более старой модели Viper («Гадюка»). Но не исключаются также французские Mirage-2000С, снятые с вооружения, и более современные Rafale, и даже шведские SAAB JAS 39 Gripen («Грифон»).
Последние, по мнению экспертов, даже более предпочтительны. Прежде всего, они менее требовательны к качеству инфраструктуры, какое-то время могут обойтись минимальным техническим обслуживанием, и способны нести широкий спектр боеприпасов стандарта НАТО. Кроме того, шведская компания SAAB терпит большие убытки на этом проекте, не выиграв ни одного зарубежного контракта в конкуренции с американскими и французскими компаниями.
Но в случае с приготовлениями украинцев обращает на себя внимание не то, какие самолеты все еще предположительно будут базироваться на этих аэродромах, а явная преждевременность работ. Решение по поставкам танков только-только удалось продавить, а сами машины еще непонятно, когда доберутся до полей сражений. По самолетам вообще нет никакого решения, хотя американский журнал Politico пишет, что военные почти уговорили политиков. Но Украина уже готовится к приему самолетов.
Конечно, спешку можно объяснить уверенностью украинской власти, уже не раз получавшей то, что считалось невозможным. «Они не хотели давать нам системы HIMARS, потом дали, — перечисляет эти факты советник министра обороны Юрий Сак. - Они не хотели давать нам танки, теперь они дают их нам. Кроме ядерного оружия, не осталось ничего, чего бы мы не получили».
Западные самолеты более требовательны к наземным условиям эксплуатации. Самолеты советской разработки были созданы для применения в достаточно жестких, боевых условиях, поэтому наши аэродромы более спартанские, чем западные, и это правильно – во время военных действий комфорт не входит в опцию. Западные образцы авиатехники требуют нетронутых поверхностей, которые тщательно очищаются даже от мелкого мусора, а также нужна развитая ремонтная база.
На возможность скорого прибытия самолетов указывает также насыщение украинской армии системами ПВО разной дальности действия. С появлением американского Patriot можно будет организовать эшелонированную оборону аэродромов.
В общем, все указывает на то, что Киев сильно обнадежили и с самолетами на Западе могут поспешить. Какое-то решение практически готово. Остались, так сказать, формальности – определить количество, типы, какие страны предоставят ресурсы, но, самое главное – под каким соусом боевая авиация появится на Украине.
То, что летать на этих самолетах и обслуживать их будут иностранцы, уже не вызывает сомнений. Слишком сложная техника, чтобы в кратчайшие сроки обучить и летчиков, и техников. А с учетом того, что натовские войска концентрируются на границе Украины, США активно перебрасывают свои танки Abrams через голландские порты в Западную Европу, что на границах с Украиной и Россией одни за другими проводятся различные военные учения, усиливается ощущение подготовки к вторжению на украинскую территорию.
Соответствующая пропагандистская обработка западных политиков и населения идет полным ходом. Немало уже прозвучало высказываний, призывающих к «горячей» войне с Россией и свидетельствующих о том, что подобная перспектива ни в Вашингтоне, ни в НАТО не исключается.
Американский конгрессмен Адам Кинзингер, наиболее активный представитель «партии войны», настаивает на введении над территорией Украины «бесполетной зоны». «Я думаю, сейчас нам надо обеспечить это силами НАТО и США. У нас, определенно, есть возможности это сделать», — заявил он.
За вооруженную конфронтацию высказались также два бывших главнокомандующих объединенными вооруженными силами НАТО генералы Уэсли Кларк и Филип Бридлав. Конечно, генералы уже на пенсии, но это не означает, что они изолированы от ведущихся дискуссий и не погружены в контекст.
Есть также высказывания министра иностранных дел Германии Анналены Бербок о том, что война НАТО с Россией уже идет. Адмирал Роб Бауэр, действующий глава военного комитета НАТО, отчитался о готовности блока к прямой конфронтации с Россией.
Готовящееся вступление Запада в конфликт даже в большей степени объясняет спешку Киева с аэродромами, чем простая передача самолетов режиму. Не исключено, что в Вашингтоне намерены повторить в западной части Украины трюк с введением западного военного контингента на территорию Сирии. К вооруженному столкновению с Россией это не привело, а возможность влиять на ситуацию дало. Вдруг и на Украине сработает.
К тому же, Польша, похоже, готова выполнить роль передового военного контингента. Но для этого ей необходимо согласие Вашингтона и гарантированная поддержка других стран НАТО. В этом случае подготовленные украинские аэродромы Варшаве были бы кстати.