Posted 1 февраля 2023, 07:36
Published 1 февраля 2023, 07:36
Modified 21 мая 2023, 11:57
Updated 21 мая 2023, 11:57
Ирина Мишина
На российское бездорожье – те самые места, куда в распутицу не проехать ни одним видом транспорта - приходится по статистике 40% деревень и сел. Но строительство дорог – дело дорогостоящее. В зависимости от типа покрытия и сложности рельефа строительство одного километра дороги может стоить от 7,5 млн до 40 млн рублей. Из федерального бюджета на один километр сельских дорог выделяют 10 млн рублей, а недостающие средства приходится изыскивать регионам. Но не у каждого субъекта в казне найдутся такие деньги…
История лесной дороги, соединявшей села Большая Поляна, Глушково и Паево с Кадошкиным в Мордовии, началась давно. Именно по ней в в 41-м уходили на фронт. По ней колхоз сообщался с райцентром. Но в 80-х колхоз перестал существовать, и дорога заросла: ни пройти, ни проехать. В 90-е она была внесена в план регионального обустройства, но руки до нее у местного начальства в Мордовии так и не дошли. В результате, осталась объездная трасса, по которой до райцентра 21 километр. А по короткой Кадошкинской, заросшей, напрямую - всего 6 километров. Райцентр – это магазины, больница, местная администрация. В общем, частый и нужный маршрут для многих сельчан. К тому же если, например, пожар или человек заболел, по объездной дороге ехать долго, есть риск, что не успеют спасти. В результате, намаявшись с объездами, местные жители попросили местного жителя, руководителя отделения крупного агрохолдинга Игоря Рогожина расчистить ту дорогу, которая напрямую вела к райцентру. И тот односельчанам не отказал. Все, что произошло потом, вполне может стать сюжетом триллера и комедии одновременно. На Рогожина завели уголовное дело и обязали выплатить за расчистку дороги почти миллионный материальный ущерб.
19 декабря 2022 года в отношении Игоря Александровича Рогожина было вынесено решение Пролетарского суда г.Саранска. 33 срубленных при расчистке дороги дерева, в основном клены, Министерство лесного хозяйства Мордовии оценило в 860 000 рублей. Помимо этого обвинение попросило для Игоря Рогожина наказание в 3,5 года тюрьмы. Но в конце концов ему дали условный срок с возмещением ущерба в полном объеме.
Это был странный суд, вспоминают односельчане Рогожина. Зал был набит битком. Каждый пытался сказать слово благодарности и защиты обвиняемому. Дошло до того, что его предложили выдвинуть в главы района…
«Был бы я не местный - мог бы отказаться. Но меня тут все с детства знают, - рассказывает "НИ" Игорь Рогожин. - После того, как закончились весенне-полевые работы, направил людей и технику на расчистку старой грунтовки. Расчистка шла около недели. Когда все почти расчистили, приехали полицейские, лесничий. Нам сказали, что мы нарушили закон. Компенсацию я пока не выплачивал, мною подготовлена апелляция в Верховный суд Мордовии. Если и там не получится обжаловать решение суда – планирую дойти до Верховного суда России. Хочу сказать, что умысла на незаконное повреждение лесонасаждений у меня не было. Да и общественной пользы от моих действий для людей, проживающих в селах Большая Полянка, Глушково, Паево намного больше, чем вреда и общественной опасности. Когда шел суд, зал был заполнен людьми, которые благодарили меня за эту дорогу».
На судебное заседание пришли медработники, которые рассказали, как они ездили к тяжелобольным по объездному пути в 21 километр; как повысились шансы на спасение людей с новой короткой расчищенной дорогой. Пожарные признались, что норматив времени у них снижается до 18-и минут, если ехать по прямой. Однако, прокуратура истолковала благодарность людей своеобразно. Прокурор в своем обвинительном заключении написала: «Рогожин желал и предвидел наступление общественной опасности». Именно так правоохранители истолковали народную поддержку, которую получил в районе Игорь Рогожин.
"Темный лес" документов
Громкое дело было возбуждено полтора года назад. Материальный ущерб пересчитывали несколько раз, увеличивая его. По ходу дела возник простой вопрос: почему эту дорогу вообще считают территорией лесного хозяйства?
«С деревьями получилась странная история. Изначально ущерб, который я им нанес, оценили в 5 300 рублей. Посчитали, что я спилил 33 дерева. Потом этот ущерб умножили на 50, ссылаясь на ошибку в подсчетах. Затем ущерб все время поднимался – сначала до 250 тысяч, потом до 530 и наконец, через полгода, вырос до 860 тысяч», - рассказывает Игорь Рогожин.
Но самое парадоксальное в этой истории то, что прокуратура обжаловала изначальный приговор и потребовала для Игоря Рогожина 3,5 года тюрьмы. Понадобилось немало усилий, чтобы это решение было пересмотрено, и дело ограничилось условным сроком.
Наказание жесткое. Оправдано ли оно? Мы обратились к независимому юристу Любови Гончаровой. Ее вердикт оказался неожиданным : «Решение суда справедливо. Состав преступления - незаконная рубка лесных насаждений – все-таки был установлен судом, вина признана. Видимо, обстоятельства действительно свидетельствовали о том, что требования о предварительном согласовании вырубки были проигнорированы. Возможно, при пересмотре дела вышестоящим судом будут учтены обстоятельства и изменены выводы, в том числе, при оценке мотивов Рогожина».
Расчистка дороги от 30-и деревьев выглядит, согласитесь, детской шалостью на фоне массовой вырубки деревьев в городах для застройки. До сих пор у всех на памяти вырубка под Северный дублер яблоневого сада, посаженного в Москве участниками Великой Отечественной войны. За это никто из чиновников не понес наказания. Более того, сейчас Минстрой предлагает упростить вырубку деревьев на стройплощадках государственных объектов еще до получения разрешения на строительство. Если документ будет принят, вырубать деревья на участках госстроек можно будет сразу после того, как проектная документация будет отправлена на экспертизу.
С Кадошкинской дорогой история мутная. В состав лесного хозяйства ее внесли уже по ходу следствия. В распоряжении редакции есть видеозапись с Алексеем Ларькиным, который на момент следствия по делу Рогожина возглавлял Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия. Дословно он говорит следующее: «Эта дорога шириной в 20 метров – не земли лесного фонда. Со стороны Рогожина были повреждения и уничтожение деревьев, но основной вопрос – где произрастали эти деревья? Полоска в 20 метров шириной – это не лесной фонд. Если выяснится, что речь не о деревьях, которые росли на территории лесного фонда, с Рогожина снимут все обвинения».
В ходе следствия по делу Рогожина чиновники несколько раз меняли свою позицию. Сначала они отрицали сам факт существования дороги в лесу. Затем в Минлесхозе Мордовии признали, что грунтовка там все же была, и в состав лесного фонда она не входила. Однако позднее дорогу снова включили в состав земель лесного фонда, а ранее сделанное заявление объяснили технической ошибкой. Исправления в лесоустроительную документацию внесли спустя несколько месяцев после возбуждения уголовного дела.
«Интересно, что по документам строительство этой дороги было запланировано еще в 90-х годах. Этот проект был утвержден Министерством строительства и архитектуры Мордовии. Но денег в 90-е и не хватило, дорога начала зарастать. Лишь когда ею занялись, внезапно выяснилось, что она - часть лесного фонда», - пояснил «НИ» адвокат Саркис Геворкян.
Действительно, в распоряжении редакции есть документ – Решение Кадошкинского районного совета народных депутатов от 22.07.1992 г., в котором говорится: «В направлении трасс общего пользования автодорог Кадошкино- б.Полянки, утвердить Акт выбора и произвести отвод земли в установленном порядке». Но местные власти тянули с обустройством дороги, а потом в бюджете закончились деньги. Тем временем, деревня, отрезанная от райцентра, постепенно умирала...
Сейчас Рогожина обвиняют в том, что он якобы расчищал дорогу для себя в корыстных целях.
"Игорь Рогожин вырубил деревья для проезда транспорта между селом Большая Поляна и поселком Кадошкино, - пишет глава Республики Мордовия Артем Здунов в своем Теlegram-канале. - В августе 2021 года на нашей встрече в присутствии жителей села Рогожин пообещал компенсировать ущерб: заплатить штраф, высадить деревья... По моему поручению ситуацию детально рассмотрел Минлесхоз. По информации ведомства, вырубленные деревья находились именно на землях лесного фонда". Глава Мордовии также уточнил, что Игорь Рогожин возглавляет обособленное подразделение компании "Магма ХД".
"Прорубленный путь шириной 20 м делался именно для прохода сельхозтехники Магмы ХД», - утверждает Артем Здунов. В то же время многочисленные свидетели – жители сел – подтвердили, что дорога была расчищена по их просьбам, и грунтовкой они активно пользуются. Сам Рогожин в суде показал, что на расчистку потратил около двух миллионов рублей и никакой выгоды для себя не извлек.
«Интересно, что в сентябре, накануне выборов, временно исполняющий обязанности главы Республики Мордовия г-н Здунов, приехав в Кадошкино, заявил: «Преступников я здесь не вижу!». И даже поблагодарил Игоря Рогожина под всеобщее одобрение местных жителей. После этого народ проголосовал за него. Став главой региона, Здунов занял совсем иную позицию», - рассказал «НИ» адвокат Саркис Геворкян.
В то же время многочисленные свидетели – жители сел – подтвердили, что дорога была расчищена по их просьбам, и грунтовкой они активно пользуются. Сам Рогожин показал, что на расчистку потратил около двух миллионов рублей и никакой выгоды для себя не извлек.
"В настоящее время спор решается в суде. В работу прокуратуры и судебных инстанций органы власти Республики Мордовия вмешиваться не вправе и не будут, - констатировал недавно глава Мордовии Артем Здунов.
«Если во дворе спиливают деревья, это делают по согласованию с коммунальными службами. Этому предшествует составление акта о вырубке. Есть определенная административная процедура. Игорю Александровичу Рогожину надо было обратиться в коммунальные службы, согласовать. Здесь же формально произошло самоуправство. Один пример: квартира находится в личной собственности, но если происходит перепланировка, это требует согласования. Дорога – общественное достояние, и нужно разрешение муниципальных служб на какие-либо действия. Но с мнением людей в этом вопросе тоже надо считаться», - считает адвокат Любовь Гончарова.
Вместе с тем напрашивается мысль о том, что кого-то, вероятно, не устроила популярность Игоря Рогожина, ставшего после расчистки «дороги жизни» чуть ли не народным героем. С другой стороны, не исключено, что из «дела Рогожина» пытаются сделать прецедент, чтобы показать силу местной власти и всю мощь бюрократии. Остается вопрос: кто от всего этого выиграет? Суды проведут новые заседания, чиновники еще раз выступят и расскажут о том, как нехорошо вырубать деревья, а народ так и останется с бездорожьем и разгильдяйством, известными спутниками российского управления.
…