Posted 31 января 2023, 08:15

Published 31 января 2023, 08:15

Modified 31 января 2023, 08:17

Updated 31 января 2023, 08:17

Война памятников: в Приморске снесли мемориал погибшим финнам

31 января 2023, 08:15
В небольшом городке Приморск в Ленинградской области бурно обсуждают снос мемориала, который установили финские общественники. Жители начали борьбу с ним задолго до массового сноса советских памятников на Западе. Но нынешняя победа стала своеобразным ответом на демонтаж советских мемориалов.

Александр Дыбин

Для шеститысячного Приморска новость о демонтаже мемориала финским солдатам, который в 2020 году появился возле старой кирхи, большое событие. Приморск до советско-финской войны входил в состав Финляндии и назывался Койвисто. В годы Великой Отечественной финские войска оккупировали эту территорию, но по итогу она все равно осталась за СССР.

Пост в городском сообществе о сносе небольшого гранитного мемориала собрал 10 000 просмотров  - столько в Приморске и жителей нет, а почти 400 комментариев. В них – омут спора между патриотами, и теми, кто требует уважения к финской части истории города.

«Не нам судить деяния людей ушедших в мир иной сотни и десятки лет назад! Мы не жили в то время, и решать, кто был кто, не наше право! Может тогда честным гражданам заодно снести и старые финские хутора и дома, оставшиеся на земле, и кирху заодно, а чего мелочиться то, стирать историческую память так стирать!» - написал один из комментаторов.

«Мемориал посвящен военным преступникам, которые участвовали в создании блокады Ленинграда. Там, среди этих имён, есть и член батальона СС. Деятельность именно этих людей осуждена Нюрнбергским трибуналом. Примите это», - отвечают патриоты.

Главная претензия к памятнику – это фраза, которую поместили на граните «павшим героям». Спор о том, уместно, ли называть, погребенных именно героями, вылился в акт вандализма. В 2020 году неизвестные повредили надписи на мемориале. После ремонта фразу заменили, теперь предлагалось чтить память «жителей Койвисто», что тоже е устроило активистов. Кроме того, активисты начали проверять имена, выбитые на плитах, и выяснилось, что эти люди уже давно захоронены на территории Финляндии, а кто-то не являлся военным.

«Государственная экспертиза списков погибших не производилась, - сообщали активисты, обсуждая появление мемориала. - Из 102 имен финских военнослужащих не все захоронены в Приморске. Имеется значительное число кенотавов - могил без тела. Имеются неточности в личных данных и орфографические ошибки в написании на плитах имен погибших финских военнослужащих. Территория, занятая под незаконный мемориал значительно превышает ту, что была выделена в феврале 1942 года лютеранским приходом Койвисто под “Кладбище героев”. Не проведена проверка 25 финских военных на причастность их к преступлениям не имеющих срока давности. Они принимали участие в Блокаде Ленинграда, совместных действиях с дивизией SS-6 Nord, и осуществлении карательных операций против мирного населения Карельского перешейка».

Кроме того, где рядом находится и советское воинское захоронение, которое забыто и никак не увековечено.
«Инициативная группа жителей Приморска имеет информацию, что с северной стороны Кирхи в марте – апреле 1940 года было обустроено захоронение воинов Красной Армии, погибших в Советско-финской войне 1939-1940 года. Это захоронение было уничтожено финнами в августе 1941 года при временной оккупации Карельского перешейка, - говорят активисты. - После освобождения Койвисто от финской оккупации в здании Кирхи временно располагался госпиталь РККА. Умерших в этот период советских воинов также хоронили на северной стороне Кирхи. В 1948 году прах советских воинов, погибших в 1944 году, был перенесен от Кирхи на братское захоронение № 37, которое и поныне находится на набережной Приморска. К сожалению, в 1948 году о существовании захоронения советских воинов 1940 года забыли. Вспомнили о его существовании лишь в 1972 году, но поисковых, исследовательских изысканий и эксгумацию не проводили, поскольку точное местоположение его было уже утрачено».

Нынешний снос стал результатом победы в судебном иске, который инициировала прокуратура и жительница города Приморск. Ответчиком выступала местная администрация. Интересно, что в ходе судебного разбирательства суд отверг позицию прокуратуры, которая настаивала на том, что мемориал возник без формального разрешения на строительство. Но в то же время суд согласился с доводами горожанки, что памятник возник в охранной зоне памятника истории, которым является Кирха, а значит, требовал проекта. Но и об историческом и политическом не соответствии в решении суда тоже говорится.

«Истец полагает, что её права и законные интересы как гражданина РФ и потомка погибших в Великой отечественной войне родственников нарушены, так как на памятных знаках табличках выгравированы фамилии финских солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 на стороне фашисткой Германии, в том числе, принимавших участие в блокаде Ленинграда, - говорится в решении суда, - истец полагает, что установленный на объекте культурного наследия «Кирха» монумент, посвященный увековечиванию памяти погибших финских солдат подлежат демонтажу».

Оспорить решение не смогли, памятник демонтировали.

Как рассказал «Новым известиям» руководитель  организации, которая должна следить за подобными мемориалами других стран на территории России - ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» Иван Мирошниченко, странности возникли именно с этим комплексом в Приморске. Общественники ухаживают за 16-ю мемориалами и памятными знаками финским солдатам в рамках межправительственного соглашения между РФ и Финляндией от 1992 года и там нет вопросов ни к надписям, ни к другим аспектам.

«Конкретно этот мемориал был установлен с нарушением соглашения, - рассказал Мирошниченко, - с нами финская сторона никаких согласований не проводила, договаривались на уровне местного самоуправления, при этом умудрились поставить надпись, которая возмутила общественность. Почему пошли именно этим путем, при том, что есть другие примеры сотрудничества в рамках соглашения, не понятно. Изначально надпись звучала как «павшим героям Койвисто», что не стыкуется  ни с соглашением, ни позицией нашей страны относительно финских солдат, сражавшихся на стороне Германии. На мемориалах, которые согласовывались нами, там все гораздо скромнее, «умершим в плену», «погибшим на этой территории». Посыл совсем другой. После того, как они поменяли героев на жителей, стало еще более не понятно, так как соглашение предусматривает именно воинские захоронения, а жители - это другая история».

 

По словам Ивана Мирошниченко, ситуация в Приморске требует более глубокого изучения и установления реального списка захороненных, их причастности к военным преступлениям, а так же прояснения вопроса о захоронении советских воинов.

«По имеющейся у нас информации там захоронены солдаты, при этом информации об обследовании территории, есть ли там эти останки, кладбищенские книги или иные документы, подтверждающие именные списки, этого ничего нет, - говорит общественник, - возможно, под этим мемориалом есть захоронение не только финских, но и советских солдат, что меняет дело. Мы направили запрос в Минобороны, чтобы они разобрались с ситуацией, провели обследование или раскопки. Никто не против, чтобы мемориал там был, но против, чтобы он был с такими текстами. Обстановка напряженная, не удивлюсь что сейчас будет какой-то ажиотаж на территории Финляндии по этому поводу».

При этом общественники знают о существовании еще более 50-ти мемориалов на территории Ленобласти и Карелии, которые установлены в обход соглашения, когда финские общественники договаривались напрямую с местными властями, не привлекая уполномоченную  организацию.

«За многие годы это первая такая история, странно, почему финская сторона пошла таким путем, в России много памятников финских, венгерских, итальянских - все согласованы, все хорошо, вопросов не вызывают. С другими государствами таких проблем нет», - отметил Мирошниченко.

Активисты из Приморска более категоричны и отмечают, что за всей историй с мемориалом стоит не только вопрос исторической памяти, но и финансовый вопрос. Изначально комплекс стоил денег, которые осваивала российская компания. А после акта вандализма, на ремонт с потомком похороненных у Кирхи собрали более 70 тысяч евро на ремонт.

«Инициативная группа с уважением относится к Соглашению по увековечению военнослужащих погибших во Второй мировой войне и выступает за его безусловное исполнение, - говорят активисты, - но читаем, что в Приморске общественной финской организацией была совершена информационная диверсия с целью создания из России образа врага и фальсификации истории Второй мировой войны. Организация нанесла ущерб также и своим согражданам, которые собирали деньги на обустройство могил своих предков. Очень небрежно отнеслась к участникам общества, допустив неточные данные и орфографические ошибки в написании имен погибших воинов. Потомки захороненных финских военных за это вполне могут им выставить претензии».

Скандал вокруг мемориала развивался с 2020 года, но его финал пришелся на непростой для исторической памяти этап. С начала 2022 года в Европе, особенно Прибалтике активизировался снос советских мемориалов. Власти Эстонии составили список из 322 советских памятников и надгробий, которые готовятся к сносу. В Латвии несмотря на протесты демонтировали памятник освободителям Риги. В самой Финляндии снесли несколько памятников: например Ленину в Котке или «Мир во всем мире» к Хельсинки.