Posted 31 января 2023,, 06:44

Published 31 января 2023,, 06:44

Modified 31 января 2023,, 06:46

Updated 31 января 2023,, 06:46

Французский завод в Белгородской области

Усидеть на двух стульях: французский бизнес в России атакуют из Украины

31 января 2023, 06:44
Французский завод в Белгородской области
Скандал, вспыхнувший на Украине с бойкотом французской компании Bonduelle, работающей в России, может перекатиться и на Прибалтику, и на другие страны и добраться до российского рынка.В подобное положение может попасть и другой французский бизнес, например, Danone и Lactalis.

Иван Зубов

Полюбившийся потребителям зеленый горошек французской компании Bonduelle, как и другая продукция этого бренда, внезапно оказался «за бортом» на Украине. Торговые сети отказались от реализации этих товаров. А все потому, что Bonduelle продолжает работать в России. По мнению Украины, терпеть ситуацию, когда французы работают и там, и там, нельзя, пусть уж выбирают какую-то одну противоборствующую сторону. Хотя глава Bonduelle Гийом Дебросс ранее заявлял, что компания вне политики, и единственная его цель – обеспечивать людей едой.

Тем не менее ситуация непростая. Ведь и другие страны, недружественные России, могут возмутиться тем, что на их территории зарабатывают деньги те компании, которые одновременно получают прибыль и в России. А на двух стульях не усидишь. Скажем, прибалтийские страны, настроенные сегодня в отношении Российской Федерации довольно негативно и даже агрессивно, тоже могут взять пример с Украины – и там Bonduelle тоже окажется вне закона.

Между прочим, у компании Bonduelle в России – три завода. Эта фирма, мировой лидер в области переработки овощей, пришла в РФ в 1995 году и сейчас производит в России более 85 тысяч тонн консервированных продуктов в год (это бренды Bonduelle, а еще Globus, Vernet, а также овощные консервы СТМ таких сетей, как Лента, Дикси). Французские власти пока никак не реагируют на осложнившееся положение Bonduelle на Украине и возможные риски в других странах, а вот какой может оказаться судьба этой компании в России? Ведь может получиться и так, что такая крупная французская торговая сеть, как "Ашан", может получить указания отказаться от продаж Bonduelle, чтобы избежать скандала. Понятно, что на российские сети Франция повлиять не в силах, а вот на собственный ритейл может оказать давление. А ведь «Ашан» - один из лидеров российского рынка, победитель рейтинга розничной торговли «ТОП-200», имеет почти 250 магазинов в России. Потерять возможность продаваться в такой огромной сети в России - ощутимый удар.

Но тогда стоит подумать и о перспективах других французских компаний, которые охватывают серьезные масштабы российского рынка. Это, в том числе, лидеры в производстве молочной продукции – Danone и Lactalis. Сейчас эти компании занимают огромные площади на российских торговых полках. У Danone это бренды «Био Баланс», «Актимель», «Простоквашино», «Даниссимо», «Петмол» и масса других, а Lactalis выпускает товары брендов President, Parmalat, «Белый Город», Santal, «4 Сезона» и прочие. Товарная масса огромна. Готовы ли эти крупные игроки рынка к такому неожиданному повороту, как бойкот со стороны французского ритейла?

«Выдерживать политическое и экономическое давление бизнесу сегодня непросто. Если это будут претензии еще и с двух сторон, с украинской и европейской стороны, и одновременно поднимется возмущение «двойной игрой» западных производителей в России,  - это попадание в тиски. Компаниям придется оперативно принимать решения, и они, очевидно, будут непопулярными, невыгодными для них. С другой стороны, уход с рынка России прогнозируем, ведь многие компании свернули здесь свою работу еще весной минувшего года. А вот как организовать такой возможный уход, по какому сценарию – будет зависеть, видимо, от мудрости владельцев и руководства компаний», - рассуждает экономист Владимир Степанцев.

Danone уже заявил осенью 2022 года, что планирует уйти с российского рынка. Что происходит во время затянувшегося молчания после того заявления, неизвестно, но компания явно продумывает стратегию. При этом сегодня, в условиях постоянно меняющейся политической и экономической ситуации, это непросто, приходится подстраиваться под обстоятельства. И сейчас они таковы, что Danone может попасть в положение Bonduelle – как компания, работающая по всему миру и одновременно вцепившаяся в рынок России (что неудивительно, потребительская аудитория здесь огромная и прибыли хорошие). Если Danone тоже внезапно «попросят» с российских полок – допустим, в той же сети «Ашан», у компании появятся риски серьезных потерь. В такой ситуации возможным выходом является сократить продажи. Но тогда начнет падать себестоимость компании, а уж для Danone в условиях предпродажной подготовки это еще более невыгодно.

«Danone может попасть в некомфортную для себя ситуацию, если не успеет поставить точку в вопросе своего ухода  - самостоятельного ухода – из России раньше возможных проявлений давления со стороны или российских, или французских властей. В любом из этих вариантов компании будет еще сложнее, - считает Владимир Степанцев. – Однако тут нужна верно выстроенная бизнес-стратегия. Если при угрозе падения стоимости своего общего актива Danone решит, например, продаваться частями (чтобы выиграть в цене), это, думается, будет неверным ходом. Это уже будет и угрозой для национальной, продуктовой безопасности России, а значит, может ударить и по самому российскому Danone. Вряд ли государство смирится с таким вариантом оттока активов французской компании, когда она будет фактически разрушена - вместе с огромными кадровыми и производственными мощностями. Самая грамотная логика в ситуации предпосылок рисков для бизнеса  - продажа активов не разбивая их и ухода с рынка не дожидаясь внезапных санкций или экономических угроз в свой адрес».

Для справки:

В России на конец февраля 2022 года работало 2400 дочерних организаций 1400 компаний из стран Евросоюза и G7. К ноябрю с российского рынка ушли только 8,5% западных компаний. Среди ушедших около 18% дочерних компаний из США, 15% — из Японии, 8,3% — из Евросоюза, среди остающихся 19,5% приходится на компании из Германии, 12,4% — на компании из США.

 

"