Иван Зубов
Советские времена возвращаются даже быстрее, чем многие думали. Бдительные граждане пишут доносы уже не только друг на друга, а и на такие всемирно известные институции, как Государственная Третьяковская галерея. Как сообщают СМИ и социальные сети, заместитель департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Наталия Чечель направила письмо директору музея Зельфире Трегуловой, в котором содержится требование до 6 февраля этого года отчитаться «по вопросу приведения содержания постоянных экспозиций и выставок в Государственной Третьяковской галереи в соответствие с духовно-нравственными ценностями».
Поводом для письма стала поступившая в Минукульт жалоба некоего Сергея Шадрина, который считает, что в экспозиции музея, посвященной искусству второй половины ХХ века содержатся сцены «многочисленных похорон, в том числе в присутствии маргинальных социальных элементов», «запойного алкоголизма» и «волюнтаристские интерпретации» образов отечественных правителей и деятелей культуры. Все это, по мнению «писателя», противоречит указу президента «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», подписанного 9 ноября 2022 года. В нём, как известно, к «традиционным ценностям» причислены, в частности, патриотизм, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд и приоритет духовного над материальным. А кроме того, там прописана необходимость борьбы с «деструктивными идеологиями», которые насаждаются в России действиями «недружественных стран».
Особенно автора доноса возмутили цикл «Тайная вечеря», состоящий из 13 полотен, «по содержанию которых невозможно понять, кто является Иудой», а также статуя Пьеты, созданная в 1978 году Александром Бургановым — отсутствие головы у Богородицы он счел «дьявольской интерпретацией» религиозного сюжета…
Понятно, что это известие вызвало бурную реакцию в социальных сетях.
Журналист Анна Матвеева напоминает, что все это страна уже проходила:
Пришли за Трегуловой. В былые времена замечательный художник Александр Боровский такие письма, по слухам, хранил в столе и лелеял мечту сделать хотя бы внутреннюю выставку творчества сума... особо одарённых.
Архитектор Юрий Аввакумов саркастически «недоумевает»
«Есть вопрос и к министерству: где оно все эти годы, чем занималось, если в постоянной экспозиции главного музея страны такое творится?»
Журналист Майя Крылова уверена, что это только начало:
«Мораль. 1. Старайся - не старайся (это я о директрисе) - нет гарантии. Любой чиновник, боящийся за хлебную должность, бурно отреагирует на такую жалобу снизу. Раньше тоже много писали полоумные жалобы на не то искусство, их клали под сукно.
Сейчас не положат. Иначе шадрины и на чиновника накатают. И плевать, что ты в музее особа, приближенная к императору. Это не страховка от.
И все разговоры про то, что за мной коллектив, а искусство вечно, тоже не спасут. Именно искусством и будут расплачиваться за шадриных, которых сами и вызвали. Джинн выполз из бутылки. Хрен вы его загоните обратно. И сделать вид, что джинна нет, не получится.
На очереди у шадриных ГМИИ и Эрмитаж. Пиотровского тоже никакие интервью не спасут. Ведь он выставляет, например, «Любительницу абсента».
Маргинальный элемент в стадии запойного алкоголизма и в волюнтаристской интерпретации.
И это еще повезло, что данный шадрин знает слово «волюнтаристский».
Другие, грядущие шадрины напишут просто «всё сжечь». Матом.
Блогер Виктор Пикман иронично советует музейным работникам, как избежать подобных жалоб:
«Аполлону - надеть штаны. Всяким там ню - пририсовать трусы и бюстгальтеры. Иван Грозный пусть сына не убивает, а гладит по голове. Трем богатырям пририсовать четвертого. А, нет, это может быть воспринято неоднозначно. Пусть рядом с ними будет изображён врач-нарколог с плакатом о вреде алкоголя (и курения заодно). Брюлловскую всадницу пересадить на корову. Жители Помпей пусть участвуют в демонстрации, лозунги уточним позже - в соответствии с текущим моментом. В «Явлении Христа народу» лозунги тоже надо будет добавить. Девочку с персиками переодеть в хаки - как в КНДР. В общем, работы непочатый край…»