Posted 31 января 2023,, 08:33

Published 31 января 2023,, 08:33

Modified 31 января 2023,, 08:53

Updated 31 января 2023,, 08:53

Человек человеку кто? Как в нашей стране работает низовая солидарность

Человек человеку кто? Как в нашей стране работает низовая солидарность

31 января 2023, 08:33
Фото: Соцсети
Несмотря на все попытки государства подмять под себя социальную активность, волонтерские группы в России все еще помогают гражданам, попавшим в беду

Поговорка «человек человеку - волк», бывшая особенно популярной у советских пропагандистов, когда те кляли капиталистический образ жизни на чем свет стоит, в 1990-е годы неожиданно стала актуальной и в новой России. Это обстоятельство во многом и стало причиной категорического отрицания россиянами старшего поколения свободной конкуренции и страстного желания вернуться в те «счастливые времена». Однако, как выясняется, человек человеку остается волком в равной степени при любом социально-политическом строе. И точно так же, при любом строе он способен быть другом. Залогом тому широчайшее распространение на «бездуховном» Западе всякого рода волонтерских и благотворительных организаций, опыт которых успешно перенимала и наша страна несмотря на сопротивление государства. На самом низовом уровне эти организации действуют и сегодня, опровергая миф о тотальной разобщенности россиян. Лишний пример тому очень полезный и своевременный пост журналистки Ирины Тумаковой (признана иноагентом в РФ):     

«О хорошем. Как ни странно. Что-то в этой стране всё-таки работает, как надо. Это, вы удивитесь, люди.

Влипла я вчера вечером так, что уже прощалась с жизнью.

Поехала по работе в одно не очень приятное место (в приятные меня не посылают). Лес на севере Ленобласти, дачные кооперативы. Свернула с шоссе и оказалась на голимом льду. У меня реально хорошие и новые колёса, на таких вещах я не экономлю. И вожу я, честно, нормально. Ну, коробка автомат - да, на ручке я, может быть, худо-бедно бы вырулила. Но за 20+ лет за рулем по разным жутким местам я такого не видела никогда. Там невозможно не только ездить, но даже выйти из машины пешком: сразу грохаешься. Короче, я застряла так, что двинуться не могла ни вперед, потому что там горка, ни назад, потому что меня крутануло и остановилась я с висящими над канавой задними колесами. И первая же машина, которая поедет по этой "дороге" когда-нибудь, расшибется об мою, потому что только об нее сможет затормозить.

Кругом только заброшенные или просто пустующие старые дачи и ни души. Бензин у меня - как раз зажглась лампочка. То есть ложись калачиком в машине и замерзай.

Позвонила 112. Сказала им координаты GPS (адреса-то нет, ориентиров тоже). Там сказали, что в таких случаях они посылают кого-то посыпать дорогу песком, но эти дороги относятся к садоводствам, поэтому никто ничего посыпать не будет. К тому же далеко от всех райцентров. Соединили со спасателями.

Спасатели сказали, что приехать-то могут, но нескоро, потому что далеко. И они вытащат и увезут меня, но машину оставят на месте. Я говорю: тогда вам придется ехать сюда еще раз - спасать тех, кто об нее убьется. Сказали, что подумают. А бензина у меня стало меньше еще на половинку деления.

Тут перезвонила женщина из 112. Видимо, по собственной инициативе. Сказала, что есть сообщество во ВКонтакте ВНД78 (запомните их!), они в таких случаях помогают, там люди обученные. ВКонтакте! Я ж их приложение терплю, только потому что по работе надо! Я написала туда, нашла еще их телеграм-канал и бота, отовсюду откликнулись, но всем тоже далеко.

Я не истерик. Ну прямо совсем. Но уже собралась в истерику впасть. Перед этим решила посмотреть, какое из чёртовых садоводств ближе всего. Нашла, пробила по спарку, посмотрела номер телефона учредителя. Позвонила. Оказался реальный и очень душевный дядька, который сразу захлопал крыльями, сказал, что сам он не на месте, но сейчас кого-то найдет. Перезвонил, долго выяснял, где я стою. Сказал, что скоро меня найдет сторож их садоводства. Я подумала, что сторож, конечно, не дойдет.

И вот тут всё и заработало.

Из группы ВНД78 позвонил человек и стал давать советы - удивительно дельные. Посоветовал наломать мелких веточек, сунуть их под колеса и накидать на полметра перед ними, чтобы сдвинуться с места. И еще подолбить лёд у самых колёс балонником. Ну и ещё - что делать, когда с места сдвинусь. Я таких приёмов не знала. Например, когда машина начинает скользить, надо покачать руль влево-вправо.

Пока мы говорили, пришёл сторож. Очень старенький. Как потом выяснилось, идти ему было километра два по голому льду, он рассказал, что несколько раз падал, хотя у него были специальные какие-то галоши и палка с гвоздём. Сторож сказал, что если я смогу проехать назад, под горку, метров 500, то там будет поворот к дороге, такой же ледяной, но ведущей уже к шоссе. Проехать надо будет всего 800 метров. И помог подкладывать ветки.

С помощью веточек, баллонника, качания рулём и сторожевой палки с гвоздём я сдвинулась с места. Тут приехали спасатели. В общем-то им уже оставалось только проводить меня, пока я пятилась задом под горку, норовя свалиться то в канаву справа, то в канаву слева.

Выехала на лед, по которому уже к шоссе. Сторожу, к счастью, как раз туда и надо было, он оттуда пришел. Договорилась со спасателями, что если что - опять им позвоню, пока они недалеко. Через 200 метров застряла опять, причём снова над канавой, зато рядом с домом сторожа. Там "горка" длиной примерно полметра, но преодолеть вообще никак. Ну, думаю, у сторожа переночую хотя бы. Но он сходил к себе, притащил санки с песком и лопату и посыпал горку. Короче, выехала я на шоссе. И потом еще полчаса отзванивалась и отписывалась всем, кто мне помогал. Ещё один человек из ВНД78 выехал на помощь, но ему я дала отбой, как только увидела спасателей.

Слушайте, если у нас ещё что-то так работает, может, не всё так ужасно? Или я на радостях от спасения стала оптимистом?

P.S.

В нашей стране лучше, чем в Германии, по моим наблюдениям, еще год назад работали: интернет, сотовая связь, онлайн-банкинг, всякие мелкие сервисы, вроде ремонта и уборки, ретейл, волонтерские сообщества. Журналистика, кстати, независимая. Наверняка я что-то не назвала, но принцип один: как только с людей в России снимают строгий ошейник, как только их отпускают с поводка, они показывают, что способны на много чего хорошего…»

Я в свою страну все еще верю

Как это водится, читатели злободневных постов разделились в своих оценках. Одни полностью поддержали пафос автора:  

- Прочел и прочувствовал. Повспоминал поездки прошлых лет среди зимы по замерзающим дорогам. Всё время помогали при необходимости разные люди. Платил тем же.

- У нас в окрестных деревнях в радиусе километров 15-20 все автовладельцы имеют номер, по которому звонят, если где застрянут. Обязательно приезжают кто-то из местных. Иногда собираются несколько машин в трудных ситуациях. В любое время суток едут. Знаю точно не раз внук на помощь срывался ночью и его не раз вытаскивали. Рельеф у нас сложный.

- Я лично в горизонтальных связях не сомневаюсь. У нас летом подросток под электричкой погиб. Буквально у всех на глазах. Так наше местечко так всколыхнула эта трагедия, мы начали подписи собирать, чтобы наконец, сделали переход нормальный. Ну так, когда собирали подписи, я, как и другие волонтёры, стояла и протягивала всем листки, чтобы расписаться. Молча подходили разные люди. Кто с буквой z, кто с ирокезом на голове (я уж думала не носят такие), кто с мужем, который иначе бы мимо прошёл, гордо неся своё "фи", дымя сигаретой в коляску, кто на велике с мётлами останавливался и говорил: я-то писать не умею, но готов. Мы за них писали данные, а они расписывались. Этот опыт позволил мне увидеть разных людей, которых может что-то объединить. Ещё тогда подумала, что, когда что, пойду волонтёром подписи собирать. Когда время придёт. Поэтому я в свою страну верю. Спасибо за историю. Хорошая. При том, что я машину не вожу, однажды на льду попали в аварию легкую. Всякое на льду бывает. Очень посочувствовала автору. И порадовалась.

- Действительно, на 10 отфутболов найдется два-три добрых человека. Или как минимум один. Позавчера машинка не завелась, и я ее бросил на даче, так как надо было спешить. До автобуса идти километров пять, то есть примерно 50 минут. А у меня в запасе максимум 25. Если опоздаю, то куковать на остановке пару часов до следующего. В общем, припустил по обледенелому шоссе пехом. Безнадежно, но хотя бы чтоб согреться. Мимо меня ширкают авто. Я не голосую, гордый. Вдруг одно авто проехав, останавливается и дверцу приоткрывает. Я вначале подумал, что кто-нибудь из соседей меня узнал и решил подбросить. Подхожу, а в авто совершенно незнакомый человек сидит и спрашивает- Подбросить? Я ему в ответ - Ну если не в тягость, то до поселка только. Сажусь и через 5 минут стою на остановке и вот уже автобус подъезжает. Конечно, поблагодарить незнакомца успел, но лишь словесно. Надо было бы хотя б сотку дать, да спешил очень, боялся автобус пропустить. Теперь совесть мучит.

Нет никакого повода для оптимизма

Однако многие отнеслись к оптимизму автора весьма скептически:

- На уровне, не достающем до ножа газонокосилки... У нас как-то Газпром решил построить спортивный объект и уничтожить любимый жителями сквер. Жители вышли протестовать, появилась инициативная группа. Мальчики и девочки собрали документы, все организовали, скверик отстояли и решили выдвинуться в муниципальные депутаты. Обошли квартиры, жители наподписывали им подписных листов и всячески желали удачи. Разумеется, мальчиков и девочек быстренько куда-то там отфильтровали, и на этом добрые дела закончились.

- Удивила фраза про «верхний уровень». Разве на местах мало берут взятки, кидают, тащат то, что плохо лежит? Та же местная дорога, на которую попала героиня, должна регулярно посыпаться песком, дачное товарищество наверняка выделяет на это деньги, но в итоге пока гром не грянет, никто не чешется и песок идет «налево». В чём тут повод для оптимизма?

- В нашей стране есть люди, хорошие и не очень, есть даже совсем плохие, но в ней ничего не работает. Эта вот ледяная дорога - она ведь осталась как была.

- В нашей стране ужасно только государство (и климат, но он лучше в сравнении с). А общество вполне норм. Я это заметил много лет назад, когда автомобилисты стали пешеходов пропускать по зебре. И это только одна мелочь бытовая, а их ещё много.

"