Ирина Мишина
Эти предложения патриарха и его окружения стали темой пресс- конференции в Общественной службе новостей. Она едва не закончилась скандалом: первый зампред комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло вступил в конфликт с акушером-гинекологом, экспертом ВОЗ по репродуктивному здоровью Любовью Ерофеевой. Защитник традиционных семейных ценностей не принял аргументы в пользу защиты прав женщин и их равноправия, гарантированного российской Конституцией.
На первый взгляд, аргументы Павла Пожигайло кажутся разумными. Известно, что департамент по экономическим и социальным вопросам ООН прогнозирует сокращение населения России до 133 млн человек к 2050 году. Это примерно соответствует населению Российской империи в 1897 году. Официальных данных по абортам за 2021 и 2022 годы нет, но известно, что в 2020-м зафиксировали 553 000 случаев искусственного прерывания беременности — это почти 39 абортов на каждые 100 родов. По словам главного внештатного репродуктолога Минздрава России Олега Аполихина, в последние несколько лет в России делают около 400 000 абортов в год.
Однако, акушер-гинеколог Любовь Ерофеева выступила против контроля за абортами в частных клиниках. По ее мнению, частные клиники проверяют чаще, чем государственные и контроль там более жесткий.
«Я против запретов абортов в целом. Если беременность нежелательная, женщина все равно ее прервет. Никогда женщина не станет рожать после изнасилования или от человека, предавшего ее. В результате запретов она может решиться на подпольный небезопасный аборт», - считает акушер-гинеколог Любовь Ерофеева.
Напомним, сейчас право женщины на аборт закреплено Законом 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». До процедуры прерывания беременности должно пройти не менее 48 часов с момента обращения женщины в медорганизацию («время тишины»).
По логике Павла Пожигайло, аборты в частных клиниках - это своего рода бизнес.
«Чем больше абортов, тем больше экстракорпоральных оплодотворений (ЭКО) и суррогатного материнства. Коммерческие клиники заинтересованы в прибыли, поэтому никогда не отговорят от аборта женщину. Если мы выведем аборты из частных клиник, мы сократим их на треть», - считает один из инициаторов подобного закона.
Запретить частным клиникам проводить процедуру прерывания беременности в РПЦ уже предлагали в мае 2022 года, мотивируя это тем, что благодаря такой мере станут точнее статические данные, а также исчезнет стимул гнаться за прибылью «за счет уничтожения детских жизней». Тогда же РПЦ рекомендовала прекратить оказывать такую услугу за счет средств ОМС. После этого, в августе 2022 года, группа депутатов анонсировала разработку законопроекта о запрете процедуры прерывания беременности по ОМС. Но затем, в октябре 2022-го, в Минздраве России сообщили, что Росздравнадзор проведет проверки медорганизаций, оказывающих услуги по прерыванию беременности – там, где представители Российского Красного Креста выявили нарушения. Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что перечень таких организаций необходимо передать Минздраву для принятия дальнейших решений. И вот сейчас - новые претензии к частным клиникам, уже со стороны Патриархии...
У представителей комиссии РПЦ есть и другие предложения. Так, по словам Павла Пожигайло, необходимо увеличить срок декретного отпуска, начиная его от момента регистрации беременности, чтобы самый тяжелый период, связанный с перестройкой организма женщины, токсикозом проходил в спокойной, комфортной обстановке и оплачивался за счет государства.
Эксперт ВОЗ по репродуктивному здоровью Любовь Ерофеева высказала мысль о том, что число нежелательных абортов надо снижать иначе:
«Снизить число абортов можно контрацепцией. И здесь государству стоит подумать о тех, кто не может по каким-то причинам приобрести такие средств и раздавать их бесплатно, особенно среди молодежи».
Жаркий спор вызвала еще одна инициатива, исходящая от патриархии: разрешать замужним женщинам аборты только с письменного согласия ее супруга. Любовь Ерофеева усмотрела в этом нарушение Конституции и равноправия женщин. «Решение об аборте, возможно, самое тяжелое в жизни женщины. Но общество должно уважать ее выбор. В конце концов своим здоровьем при родах рискует женщина. И дети в неполных семьях остаются чаще всего на попечении матери, которая растит их, воспитывает и кормит. К тому же не лишне вспомнить, что 70% абортов происходят по настоянию мужчин, которые заставляют женщину прерывать беременность, объясняя это невозможностью найти работу и финансовыми трудностями», - считает акушер-гинеколог Любовь Ерофеева.
Решать вопрос с рождаемостью, разумеется, надо, но не методом запретов.
Если говорить про самые последние годы, то снижение рождаемости – общемировая тенденция. Независимый демограф Алексей Ракша среди причин этого называет достаточно неожиданные: смартфонную революцию, доступность порно. В итоге люди не так массово знакомятся друг с другом «вживую». Секса у молодежи стало меньше, это известный феномен, считает демограф.
Нельзя исключать и экономические проблемы. «Очень много людей живут в бедности… При высоком уровне социального неравенства не может быть высокой рождаемости. Люди смотрят вокруг и понимают, что им никогда не выбраться из этой ямы, - считает Алексей Ракша. - Материальные препятствия к рождению первенца составляют где-то процентов сорок. Все остальное — это социальное: отсутствие партнера, отсутствие хороших отношений, перспективы на будущее. Существует масса разных условий, влияющих на то, почему люди пока не решаются вообще заводить детей».
В современном мире вообще набирает обороты бездетность. В Японии и Южной Корее она достигает уже 35%, в Италии и Испании — 30%, в Германии — 23 %, в Австрии и Финляндии — 20%. И почти везде эта доля растет. По данным ООН, в 1950 году на одну женщину в мире в среднем приходилось 5 рожденных детей, а в настоящее время – всего два ребенка.