Как известно, Путин подписал указ, в котором «формирование госзаказа на создание произведений литературы и искусства включено в задачи государственной культурной политики»,. В том числе, туда включены противодействие «излишнему использованию иностранной лексики», защита «института брака как союза мужчины и женщины», и главное - обеспечение культурного суверенитета России, как одна основных целей государственной политики в этой сфере.
Этим изменения в культурной политике России не исчерпываются: в обязательную школьную программу будет возвращена советская патриотическая литература, в том числе: роман Николая Островского «Как закалялась сталь», рассказ Алексея Толстого «Русский характер» и повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость», роман Александра Фадеева «Молодая гвардия».
Инициаторов этих мер по всей видимости нимало не смущает, мягко говоря, невысокий художественный уровень возвращаемой литературы, и то обстоятельство, что эти произведения созданы с ярко выраженными пропагандистскими целями.
Именно это обстоятельство вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях. К примеру, политолог Алексей Макаркин уверен, что включение в обязательную школьную программу этих произведений может привести только к росту двоемыслия, причем с обеих сторон — и у учеников, и у учителей:
«Первые в большинстве своем будут просто игнорировать эти книги, прагматично предпочитая пересказы, которых для подобных случаев немало в Интернете. Что касается учителей, то в школах за три десятилетия сменилось поколение, и для немалой части педагогов официальная советская литература выглядит архаичной — они либо не читали ее вовсе, либо (те, кто постарше) формально «проходили» в позднесоветской школе.
Поэтому если вводить «обязаловку», то можно получить новую формальность — эти книги снова будут «проходить», причем в условиях, когда сейчас нет «железного занавеса», и детям, и подросткам куда доступнее культурные альтернативы. Кстати, в советское время официоз ненамеренно способствовал такому интересу к нацизму (что вылилось в постсоветские годы в массовое издание литературы, оправдывающей нацизм), какой современному Западу и не снился — впрочем, сейчас именно это вряд ли произойдет, так как значительно сильнее притяжение глобального мейнстрима…»
Известный литературный критик Галина Юзефович тоже уверена, что эти книги школьники читать не будут:
"Министерство просвещения пообещало включить "Как закалялась сталь" в школьную программу по литературе, что заставляет в очередной раз задуматься о том, какую именно из советских эпох реконструирует нынешняя российская власть.
Раньше казалось, что позднесоветскую, брежневскую, но теперь понятно, что нет. Во времена Брежнева главная публичная риторика оставалась миротворческой, объединительной, а основным вектором в отношении, скажем, Великой Отечественной войны был тезис «никогда больше» и «праздник со слезами на глазах» с выраженным ударением на слове «слезами».
Ну, и «Как закалялась сталь» в школьной программе - про то же: во времена моего брежневского застойного детства эта книга уже находилась немножко не в фокусе - ее как бы проходили, но я, например, ухитрилась ее полностью пропустить, хотя была девочкой ответственной и вообще отличницей. То есть в начале 1980-х книга Островского уже была, извините за выражение, «пыльной вчерашкой». И ее актуализация, характерная, скажем деликатно, для более раннего времени, наводит на нехорошие мысли.
Впрочем, это сейчас можно сказать практически о чем угодно…»
Политический обозреватель Дмитрий Дризе остроумно подметил тот факт, что, к примеру, роман Островского может вызвать у школьников отнюдь не патриотические, а революционные чувства:
«Как известно, роман «Как закалялась сталь» был советским бестселлером. Наверное, многие даже совсем молодые люди где-то когда-то слышали фразу: «Жизнь дается только один раз, и ее нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Но есть там и другие интересные тезисы, которые не грех процитировать. Например: «Глядишь, бывало, на сытых да наряженных господских сыночков, и ненависть охватывает». Или другая: «Восстали рабы, и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы».
Может показаться, что нарративы «братва отважная» и ненависть к барским сыночкам вполне могут быть востребованы и сейчас. И отнюдь не в контексте созидания, патриотизма и комсомольских подвигов. Выгнать чистеньких буржуев из поезда класса люкс и заставить строить железную дорогу кому-то может показаться привлекательным. Особенно тем, у кого нет средств на подобные поездки. Осторожнее нужно быть с советскими произведениями. Тем более, в таком непростом вопросе, как школьная программа.
И еще, как насчет современного соцреализма? Где новая патриотическая классика, чтобы слезы на глаза наворачивались? Где новый Павка Корчагин? Как-то с этим не очень.
С идейными людьми в целом непросто выстраивать коммуникацию — не всегда они понимают сложность момента. И в результате возникает недопонимание, которое может стать проблемой…»
Аналитик же канала «Нешульман» вообще считает, что русская литература сгодится буквально для любой власти, в ней есть идеология на любой вкус:
«Литературоцентричная Россия опять обсуждает школьную программу по литературе. Можно сказать, что своеобразная беда России - это обилие хороших писателей, всех в школьную программу не запихать. С другой стороны, из хорошей русской литературы можно сделать любой идеологически заряженный курс. Военно-патриотический, православный, либеральный, социалистический... Вот только ни общество, ни государство заказа на такой цельный дискурс не даёт.
Школьная программа состоит из кусков, которые натыкался туда в угоду отдельным группам и политической конъюнктуре. Типа Солженицын публично поддерживал Путина, давайте вставим его в программу. Так же конъюнктурно туда возвращают Фадеева и советского Островского.
Составить школьный курс исходя из академической филологии тоже не получится. Тогда школьники будут по полгода проходить Достоевского с Набоковым…»