Posted 25 января 09:31

Published 25 января 09:31

Modified 25 января 09:33

Updated 25 января 09:33

Верховный суд обязал лоукостер «Победа» изменить условия провоза ручной клади

25 января 2023, 09:31
Фото: Соцсети
По решению высшей судебной инстанции страны, авиакомпания сняла все ограничения на размеры дамских сумочек, рюкзаков и портфелей
Сюжет
Суды

 

Дело, длившееся полтора года, наконец-то завершилось: Верховный суд РФ окончательно решил, что авиакомпания «Победа» нарушает правила перевозки пассажиров, устанавливая незаконные ограничения на провоз вещей

Судебный процесс начался в 2021 году после того, как Ространснадзор выдал «Победе» предписание изменить правила провоза ручной клади. Авиаперевозчик не согласился с этими требованиями и обратился в суд. Однако все инстанции, кроме апелляционной, вынесли однозначное решение: ограничения «Победы» нарушают законодательство и должны быть пересмотрены.

В 2018 году «Победа» ввела сразу два – и оба строгие - варианта правил провоза ручного багажа в салоне (известно, что авиакомпания предлагает путешественникам без багажа весьма выгодные условия, однако при этом ограничивает габариты и вес ручной клади, чтобы те не провозили в салоне свои чемоданы). Для проверки габаритов в аэропортах были установлены измерители, в которые вещи должны помещаться.

По первому варианту можно было брать с собой сколько угодно клади, но так, чтобы ее габариты в сумме не превышали 36х30х27 см. По второму –  только одно место 4х36х30 см, но вместе с ним можно было взять еще и портфель, рюкзак или дамскую сумку 36х30х23 см, а еще такие необходимые вещи, указанные в правилах полета, как верхняя одежда, детское питание, лекарства,  костыли и тому подобное). 

Верховный суд подтвердил, как это делали и более низкие судебные инстанции, что ограничения по габаритам портфелей, дамских сумок и рюкзаков являются незаконными, и эти предметы могут провозиться бесплатно, несмотря на их габариты, причем ограничение по весу не должно быть меньше 5 килограммов на одного пассажира. Все остальные ограничения веса и габаритов для ручной клади являются незаконны.

Теперь «Победа» уже разместила на своем сайте сообщение об изменениях правил провоза ручной клади, исключив из второго варианта максимальные габариты дамской сумки и рюкзака, однако на провоз в салоне крупногабаритных вещей права пассажиры по-прежнему не получили. Кроме того, сохранен первый вариант провоза ручной клади, если вся она помещается в калибратор 36x30x27 см.

Заместитель начальника отдела Защиты прав потребителей Роскачества Игорь Поздняков так прокомментировал это решение: «Как следует из Воздушного кодекса РФ, все авиакомпании, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (ФАП). (...) Поэтому в отношении перевозки ручной клади каждая авиакомпания вправе установить свои нормы по весу и габаритам, - главное, чтобы были соблюдены установленные ФАП № 82 требования (например, норма провоза ручной клади в любом случае не может быть меньше 5 кг на одного пассажира, а также право пассажира провозить дамскую сумку или портфель в качестве ручной клади сверх нормы).

Если же по каким-либо причинам представители авиакомпании ограничивают права пассажиров, установленные федеральными авиационными правилами, необходимо обращаться к перевозчику с письменной претензией. Сделать это можно, как правило, в течение 6 месяцев (ст. 126 ВК РФ), при этом ответить должны не позднее чем через 30 дней. Перед этим лучше заранее собрать все доказательства нарушения прав пассажира: например, осуществить фото и видеозапись, на которой детально будет виден факт нарушения; привлечь свидетелей и так далее.

Если же авиакомпания откажется в добровольном порядке вернуть денежные средства, уплаченные за якобы превышающую по весу или габаритам ручную кладь, то отстаивать свои права предстоит в судебном порядке. Кроме того, у пассажира есть право обратиться с заявлением в соответствующие контрольно-надзорные органы – как следует из вышеописанной ситуации, в Ространснадзор».