«Смотрите, что получается: даже там, где очень много государства, мы видим, что государство может не помогать этому бизнесу.
Как оно помогло «Газпрому» удержать рыночную нишу в рамках газовой войны? Как слон в посудной лавке! Сломало «Газпрому» бизнес по-настоящему поэтому всё сложно.
…Что мы ещё должны понимать: государство контролирует всё, что мы называем оборонной промышленностью.
Так там только один простой вопрос: сколько бюджетных денег.
Их становится больше туда – соответственно, это рост. Не забываем, что ОПК растёт непрерывно.
Дальше: нет государства в пищёвке – адаптируется. Нет государства в автопроме – не адаптируется. Потому что – а что ты сделаешь? Основной производитель был иностранный глобальный концерт.
Примитивизация. Сокращение объёма.
Но мы уже видим этот, так называемый, свет в конце тоннеля - с фарами Lada Vesta.
Это сумма таких вот стохастических движений, которые реально спрогнозировать нельзя, но, ещё раз: обвала не будет.
Вот это надо абсолютно чётко понимать.
Идёт адаптация с ухудшающимся общим трендом. Где-то дно будет обязательно, в разных отраслях по-разному.
Наиболее устойчивой будет пищевая промышленность, и мы понимаем, почему.
Какие-то ниши появляются у машиностроителей, достаточной простой продукции, но объём производства комбайна «Россельмаш» будет расти, он же нишу восполняет. И вот таких ниш немало.
Итак: рост технологической отсталости, никакого обвала, но, шаг за шагом, трансформация российской экономики в менее технологически развитую. Вот что нас ждёт.
Да, некоторые делали бешеные прогнозы о том, как всё рухнет. Я читала и зарубежных коллег, которые ещё в июне говорили, что всё рухнет. Ой, вы чего? Было же видно, что этого не может быть!
Так что закрыли тему облома-обвала, поняли, что в разных секторах будет идти по-разному, и с самым большим вниманием сейчас следим за углем и за газом. Вот там мы будем смотреть, как всё это адаптируется. Очень болезненно, скорее всего».
Целиком выпуск с участием Натальи Зубаревич можно послушать здесь.