Posted 24 января 07:57

Published 24 января 07:57

Modified 24 января 07:59

Updated 24 января 07:59

У семи нянек дитя без глаза. Как избежать демографической катастрофы в стране

24 января 2023, 07:57
Фото: 1MI
Безответственное отношение к проблемам демографии несет в себе риски национальной безопасности России

Александр Хаминский, юрист

 Демография является довольно точной наукой. Имея актуальные данные о народонаселении и объективно оценивая сложившиеся за последние годы тенденции, можно предопределить, в какой точке окажется социально-экономическое положение страны через поколение граждан. Эти же показатели можно экстраполировать на оборону, науку, образование, а также общий уровень защищенности государства.

С момента развала Советского Союза население Российской Федерации из года в год снижалось, в основном за счет роста смертности и падения рождаемости. На момент принятия Концепции демографической политики России в 2007 году в 26 регионах страны численность населения сократилась на 10-20%. В связи с этим президентом была поставлена задача к 2025 году обеспечить стойкий прирост населения, повысить среднюю продолжительность жизни до 75 лет. В этих целях предполагалось снизить потребление алкоголя и табака, повысить качество медицинского обслуживания, привить как норму здоровый образ жизни, стимулировать рождаемость.

К 2013 году удалось выйти на нулевой показатель баланса между рождаемостью и смертностью. Но затем ситуация стала ухудшаться. Начиная с 2014 года, увеличение численности населения России было обеспечено исключительно за счет въезда в страну трудовых мигрантов. Уже опубликованы данные за 2022 год, и они не могут не вызывать тревогу. Согласно статистике в России родилось 1.855.955 человек, умерло 2.023.881, естественная убыль составила 167.927 человек. Вместе с тем, на законных основаниях в страну въехало 227.796 мигрантов, за счет которых был зафиксирован формальный прирост населения. Следует отметить, что подавляющее большинство трудовых мигрантов являются работниками с низкой квалификацией или отсутствием таковой. При этом уровень знания русского языка не позволяет им получить специальное образование или пройти профессиональную переподготовку. Они задействованы, в основном, в сфере ЖКХ или выполняют функции чернорабочих в строительстве. Определенная часть работает в качестве водителей такси или линейного персонала в торговле. То есть, трудовые мигранты практически не задействованы в промышленном производстве, науке, обороне. При этом на государство ложится обязанность социального обеспечения членов семей иностранных граждан, в первую очередь детей и подростков.

Уровень преступности среди трудовых мигрантов выше, чем среди россиян. Это обусловлено наличием «теневых» отношений среди членов землячеств и наказанием виновных в обнародовании фактов преступных деяний со стороны лидеров этнических преступных группировок. К наиболее часто встречающимся преступлениям относятся кражи, вымогательство, незаконный оборот наркотиков, убийства и нанесение телесных повреждений. К сожалению, при въезде в Российскую Федерацию компетентные органы не могут прогнозировать, кто из въезжающих имеет намерения криминального характера. Профилактические мероприятия в отношении мигрантов также практически не осуществляются. В 2021 году российские власти объявили «миграционную амнистию» в отношении 158 тысяч граждан Узбекистана, которые ранее были депортированы из страны за совершение разного рода правонарушений. И практически сразу после введения послаблений и возобновления потока мигрантов из Узбекистана в Россию ленты новостей запестрели заголовками о массовых драках между представителями узбекской и таджикской диаспор. В большинстве случаев речь шла о разделе сфер влияния на оптовых и розничных рынках и строительных объектах. Можно говорить, что провалы в демографической политике и смягчение миграционных требований привели к откату криминогенной обстановки к уровню «лихих» 90-х, когда этнические группировки фактически верховодили на улицах российских городов.

Уже сейчас можно констатировать, что если не вводить меры антикризисного управления в вопросах демографии, то уже через одно поколение страну ожидают катастрофические последствия. Те перекосы, которые можно констатировать сегодня, фактически были заложены как раз на одно поколение назад. В 2000 году естественная убыль населения превысила 1 млн человек. Аналогичный показатель был достигнут и в 2021 году. По состоянию на сегодня средняя продолжительность жизни составила 66,3 года (59,8 у мужчин, 73,2 у женщин), что очень далеко от плановых показателей. Исходя из фактически сложившегося в последние годы количества въезжающих в РФ трудовых мигрантов, можно предположить, что в ближайшей перспективе этот показатель составит не менее 250 тысяч человек в год. Принимая под поколением период в 20-25 лет, несложно вывести основные демографические показатели к 2045 году. Численность постоянно проживающих на территории России составит около 150 млн человек, из них граждан России, имеющих гражданство по факту рождения, порядка 125 млн, трудовых мигрантов и граждан России, приобретших гражданство после иммиграции из других стран, 25 млн.

При таких обстоятельствах просматривается крайне пессимистический сценарий развития России на ближайшие два десятилетия. С учетов крайне враждебной международной обстановки подобная ситуация может иметь риски непредсказуемого исхода. Объективно в России не усматривается единого центра реализации демографической политики. Частично функции в этой сфере разрозненно распределены между Минздравом, Минтруда, Минобром, Минспортом. И потому, как говорится в старой народной поговорке, у семи нянек дитя без глаза.

Выход видится в том, чтобы сконцентрировать управление государственной демографической политикой в одних руках. Безусловно, эти руки должны принадлежать правительству, которое обладает всей широтой исполнительной власти в стране. Вместе с тем, недавние поправки в Конституцию определили и повысили статус Государственного совета Российской Федерации. И теперь в рамках Госсовета действуют функциональные органы, которые имеют прямое отношение к демографии. Имеются в виду Комиссия по здравоохранению (председатель – губернатор Ивановской области С.С.Воскресенский), Комиссия по социальной политике (председатель – губернатор Новгородской области А.С.Никитин), в рамках которой функционируют рабочие группы «Репродуктивное здоровье и активное социальное долголетие» и «Снижение уровня бедности», Комиссия по туризму, физической культуре и спорту (председатель – губернатор Приморского края О.Н.Кожемяко), Комиссия по молодежной политике (председатель – губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.А.Артюхов). Именно эти руководители могут и должны выработать экстренные меры по улучшению демографической ситуации в стране и нести персональную ответственность за их внедрение и реализацию.

Х