Ученые из Каирского университета выполнили компьютерную томографию мумии «золотого мальчика», которая хранится в подвале Египетского музея, сообщает LiveScience. Мумия была обнаружена в 1916 году уложенной а два гроба – внешний с надписью на греческом и внутренний деревянный саркофаг. Ребенок жил примерно в 300 году до н.э., в эпоху Птолемеев. На момент смерти ему было всего 14-15 лет, о чем говорит отсутствие зубов мудрости. Прозвище «золотой мальчик» мумия получила из-за своего роскошного облачения: ребенок был похоронен в позолоченной головной маске, которую нашли в саркофаге.
Компьютерная томография, которую провели египетские радиологи, позволила «раздеть» мумию, изучить его скелет и мягкие ткани и выявить полный набор амулетов, положенных с ним в гроб. В общей сложности ученые насчитали 49 амулетов разных форм и размеров, сделанных из золота, полудрагоценных камней и яркой керамики и размещенных на его теле или внутри него. Так, один амулет находится рядом с необрезанным пенисом, другой, золотой скарабей, символизирующий сердце, помещен в грудную полость, еще один, золотой язык, находится во рту. Мальчик также обут в сандалии, а его тело покрывает гирлянда из папоротника.
Кем был ребенок, неизвестно, но, учитывая роскошь погребального наряда, у он имел высокий социально-экономический статус. Разнообразие амулетов отражает веру египтян эпохи Птолемеев в их защитную силу. В Древнем Египте их использовали в жизни, и после смерти: бальзамировщики помещали амулеты во время мумификации в стратегически важные места, чтобы оживить мертвое тело. Так, язык мумии-подростка был покрыт золотом, чтобы умерший мог говорить, а сандалии должны были позволить ему в загробной жизни выйти из саркофага.
Наиболее любопытный амулет – символизирующий сердце скарабей размером около 4 см, помещенный в грудную клетку. Скарабеи символизировали у древних египтян возрождение. На его обороте выгравированы знаки – вероятно, заклинания, написанные священниками с целью защитить мальчика во время его путешествия, а также стихи из «Книги мертвых» – текста, который помогал «навигации»» умершего в загробной жизни.
Во время суда Осириса, который умерший должен был пройти в загробном мире, на одну чашу весов опускалось сердце покойника, а на другую – перо истины богини правосудия Маат. Чтобы умерший был признан достойным благодатных полей и не отправился в небытие, его сердце не должно было перевесить перо. Также в судный день от покойного требовалось произнести «исповедь отрицания», обращаясь к 42 богам. В это время скарабей должен был заставить сердце молчать, чтобы оно не свидетельствовало против умершего.
Исследование опубликовано в журнале Frontiers of Medicine.