Иван Зубов
Москвичи все чаще сообщают в социальных сетях о странных звонках, которые они получают. Причем частота их напоминает частоту подобных же звонков, волна которых прошла весной и летом прошлого года. Тогда звонящие представлялись сотрудниками службы безопасности Сбербанка и попросту вымогали деньги, главным образом, у пенсионеров.
Теперь же звонящие представляются сотрудниками полиции, причем звонки приходят не на прямые телефоны сотовой связи, а на мессенджер «Вайбер». И денег звонящие не вымогают, сказок про злоумышленников не рассказывают, а всего лишь предупреждают, что если у вас есть дети, то не стоит оставлять их без присмотра, особенно вечером. Причина – появление в Москве участников ЧВК «Вагнер», среди которых есть и бывшие уголовники…
Социолог Александра Архипова, комментируя эту ситуацию в своем блоге, полагает, что появление таких звонков свидетельствует о растущей тревоге в обществе в связи с ухудшением криминальной статистики (выросло в некоторых регионах количество преступлений с применением огнестрельного оружия):
«Помните фильм «Холодное лето 1953»? Его сейчас по этому поводу активно вспоминают в соцсетях. Таковы ожидания.
Такая тревога может выражаться в том, что люди стремятся предупредить других об опасности. А для создания достоверности они ссылаются на предупреждение от полиции. При этом их может не смущать тот факт, что факт предупреждения от полиции они выдумали, ведь они сделали благое дело. Моя коллега Анна Кирзюк и я - мы называем это «эффектом Грищенко».
В 2016 году по российским (и не только) школам ходило паническое предупреждение, что злодеи у школ раздают жвачки и конфетки с героином. Снаружи, например, Винни-Пух, а внутри героин за 500 руб. (!). Это сообщение дошло до Виктора Грищенко, который работал в комитете образования в МО. Он тиснул всю эту историю из чата на официальный бланк, а вверху добавил: «Из МВД поступило письмо...» и разослал по образовательным каналам, после чего реально началась паника. И МВД, и журналисты довольно быстро вычислили Грищенко и пришли к нему с претензиями, мол, что это было? На что Грищенко оправдывался, что он хотел как лучше, он хотел деток защитить и для этого вставил строчку про «письмо из МВД», чтобы родители поняли, что угроза сильная.
Так же граждане «воплощают страх» для других целей. В США после шутинга в школах бывают ложные звонки о шутинге. Часть звонивших, когда их находит полиция, объясняет так (читала целую диссертацию о ложных звонках): вот в прошлый раз полиция была нерасторопна, прибыла на место стрельбы поздно, и вот нате вам, побегайте! То есть такая месть правоохранительным органам.
В случае со звонками по вайберу происходит похожий процесс, но уже следующий за «эффектом Грищенкр» этап.
Человек воплощает страх от первого лица, буквально играя в городскую легенду (для зануд сообщаю, что я бы назвала это перформативной городской легендой).
Цели может быть две: как и искренне предупреждение об опасности, в которую звонивший может верить, и тогда он притворяется полицейским «для блага», а может быть, это такой троллинг граждан (вот вы не верили в опасность вагнеровцев, вот вам, почувствуйте угрозу своим детям)…»
Однако, несмотря на убедительность этой версии, немногие читатели с ней соглашаются. И приводят свои аргументы. Они обращают внимание, что звонки приходят именно на вайбер, а это самый распространенный мессенджер в Украине. Тем более, что и предыдущая волна телефонного психологического терроризма, когда звонящие представлялись сотрудниками Сбера, тоже шла из Украины.
Так, один из читателей пишет:
- Почему именно вайбер? В период мобилизации вайбер, насколько я помню, часто фигурировал в новостях про звонки от военкоматов, ранее упоминаний систематическое использование именно вайбера (а не других мессенджеров) для какой-то определенной цели не встречал. Есть какая-то причина вспышки использования вайбера, а не телеграма и не других? Или именно вайбер давно используют специально для дезинформирующих звонков, но это не становилось предметом обсуждения?
Другие же уверены, что эти звонки – новый виток информационной войны, цель которой запугать россиян, посеять панику, а сделать это легче всего апеллируя к безопасности их детей:
- А как вам теория, что это элемент информационной войны или даже информационного сопротивления? Довольно грамотно рассчитанный на тех, кто не верит журналистским расследованиям и прочему, но всегда поверит «сарафанному радио»?