Posted 23 января 2023, 12:41
Published 23 января 2023, 12:41
Modified 23 января 2023, 12:43
Updated 23 января 2023, 12:43
Александр Сычев
Палата представителей Конгресса США одобрила поправки к законопроекту о полномочиях в области обороны, в соответствии с которой военный бюджет в 2023 году предполагается увеличить на 100 млн долларов. Средства предназначены на обучение украинских пилотов управлению американскими боевыми самолетами.
Внесение этой поправки еще не означает скорого прибытия американской авиации в Украину. Впереди долгая бюрократическая волокита в Конгрессе: голосование в Сенате, которое ожидается не ранее сентября, потом обе палаты должны согласовать компромиссный вариант в совместном комитете. Если поправка республиканца от штата Иллинойс Адама Кинзингера переживет все эти этапы, то Соединенные Штаты смогут официально начать обучение украинских пилотов в следующем году.
Зачем Кинзингеру и его единомышленникам от «партии войны» потребовалось сейчас публично поднимать вопрос? Для поддержания тонуса. «Мы хотим послать сигнал, чтобы санкционировать процесс», — объяснил депутат.
Дело в том, что отправка боевой авиации украинским ВВС – еще более щекотливая для Белого дома тема, чем танки Abrams. Тяжелую бронированную технику и боевые самолеты правительство Зеленского запросила весной прошлого года. О танках на встрече Контактной группы по Украине, прошедшей на авиабазе «Рамштайн», договориться не удалось, хотя предварительно много слов произносилось, и обещаний со стороны союзников США давалось.
О самолетах официальные лица США вообще пока предпочитают не говорить. Вот поэтому законодатели на Капитолийском холме решили, что пора начать более предметную дискуссию, чтобы приучить опасающихся политиков к самой мысли.
Сигнал Кинзингера тут же услышали в Нидерландах. Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Вопке Хукстра заявил, что правительство готово рассмотреть и дать положительный ответ на просьбу Киева предоставить истребители F-16, если оно поступит. А премьер-министр Марк Рютте вынужден был тут же нажать на тормоза. В принципе, он не стал исключать возможность такой передачи, но сказал, что в настоящее время таких планов не существует. «Это очень серьезный шаг. Более значительный, чем танки», — сказал премьер.
Планов нет, но тема в Амстердаме явно обсуждается. Дело в том, что в Королевских ВВС в настоящее время идет процесс замены парка многоцелевых истребителей F-16 на F-35A. В следующем году планируется полностью вывести старые самолеты из эксплуатации.
F-16 появились в Голландии в 1979 году. В целом закупили 213 самолетов. После окончания холодной войны их количество постоянно сокращалось. Что-то продали Чили, что-то Иордании. Остававшиеся 68 самолетов модернизировали до стандарта F-16AM/BM. Теперь весь флот сосредоточен на авиабазе «Волкел».
В 2021 году голландцы согласились продать 12 самолетов F-16 компании Draken International, которая планировала использовать их в качестве «самолетов противника» для обучения пилотов. Потом Амстердам увеличил свое предложение еще на 28 самолетов.
Судьба соглашений с компанией Draken остается неясной. Компания провела летные испытания на своей базе в Лейкленде, штат Флорида, но, похоже, не удовлетворилась состоянием самолетов. Их перебросили в Бельгию. Там они ожидают ремонта на мощностях компании SABENA.
В принципе, Амстердам уже сейчас готов избавиться от примерно 40 ненужных самолетов и ищет страну, готовую их взять. Ходят слухи, что Амстердам ведет переговоры с Болгарией, которой нужен временный истребитель, пока она ожидает получения новых F-16 Block 70 с завода в Южной Каролине.
С точки зрения боевых возможностей, голландские F-16, хотя и сильно состарились, в ходе модернизаций получили новые возможности. Они вооружились ракетами «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM с активной радиолокационной головкой самонаведения. Вооружение класса «воздух-земля» включает управляемые бомбы с лазерным наведением GBU-10, 12 и 24, а также корректируемые авиабомбы Joint Direct Attack Munitions (JDAM). Под их крылом могут найти свое место и высокоточные крылатые бомбы малого диаметра SDB. Все боеприпасы совместимы с прицельными комплексами Sniper и Litening, установленными на голландских самолетах.
Что касается времени, требуемого для обучения пилотов и техников, то оценки сильно разнятся. В неспешном варианте для нормальной переподготовки с одного типа западного самолета на другой требуется до года. В свое время военные летчики в Киеве говорили, что имевшимся на тот момент 30 пилотам, обладавшим достаточным знанием английского языка, хватило бы полугода. А вот американский парламентарий, видимо, не очень разбирающийся в сути вопроса, бодро заявил, что хватит и трех месяцев.
Действительность же, если Вашингтон согласится на передачу Киеву истребителей F-16, скорее всего, будет выглядеть иначе. В сложившихся обстоятельствах набрать достаточное количество опытных летчиков с хорошим знанием иностранного языка уже не получится. Поэтому управлять самолетами, вероятнее всего, будут западные пилоты под видом добровольцев. В случае с самолетами из Нидерландов ими станут голландцы. В их боевых машинах все обозначения в кабине пилота написаны на голландском языке.