Posted 22 января 08:14

Published 22 января 08:14

Modified 22 января 08:16

Updated 22 января 08:16

Бомбы с крыльями и мотором: Вашингтон увеличивают дальность украинской артиллерии

22 января 2023, 08:14
В новый пакет военной помощи размером 2,5 млрд долларов США включил так называемые «бомбы малого диаметра наземного запуска» (GLSDB).

Александр Сычев

 

Особенность этого боеприпаса – возможность с высокой точностью попадать по целям на расстоянии 150 километров. Это, конечно, не 300 километров, на которую бьют ракеты ATACMS. Киевский режим давно просил их у Вашингтона. Но тоже значительная прибавка к нынешним 80 километрам, на которые бьют западные системы залпового огня. В радиус действия боеприпаса GLSDB теперь попадут не только Крым и все освобожденные территории Донбасса, но также значительные пространства Курской, Брянской, Белгородской и даже Орловской и Воронежской областей.

Ground-Launched Small Diameter Bomb (GLSDB) разработана шведской компанией Saab, взявшей за основу американскую авиационную бомбу малого диаметра GBU-39 SDB, созданную корпорацией Boeing. GBU-39 выпускается с 2006 года. Шведы добавили к американской планирующей бомбе двигатель M26 от списанной ракеты, что сразу повысило ее тактическую ценность. Боеприпас стало возможным запускать из ракетных систем наземного базирования, таких как M270 MLRS, HIMARS, корейских CHUNMOO и другие им подобных.

Авиабомба GBU-39 SDB получила широкое распространение в ВВС США потому, что ее размеры позволяют многократно увеличить количество боеприпасов на самолете. На одном креплении для 900-килограммовой свободно падающей бомбы помещается четыре высокоточные планирующие SDB. Их взрывная мощность, конечно, меньше – одна бомба содержит всего 16 килограммов взрывчатого вещества. Но высокая точность позволяет за один вылет самолета поразить несколько целей даже на глубине двух метров, из которых один метр может быть железобетоном. Взрыватель программируется на воздушный взрыв для поражения живой силы противника, либо с задержкой для уничтожения укрепленных объектов.

Еще одно достоинство боеприпаса – ничего нового производить не нужно. В США уже произведено более 30 тыс. штук авиабомб GBU-39 SDB. Двигателей от списанных ракет с кассетными боеголовками тоже огромное количество. Процесс сборки нового изделия не требует ни новых производственных мощностей, ни сборщиков с высокой квалификацией.

Оригинальная авиабомба GBU-39 имеет интегрированные крылья, которые раскрываются после сброса с самолета. На бомбе GLSDB, оснащенной ракетным двигателем, крылья раскрываются после того, как снаряд выходит на заданную высоту и скорость полета. Отработавший двигатель отстреливается, и далее боеприпас планирует и маневрирует. Он может облететь препятствие и ударить оттуда, откуда никто не ждет.

Боеприпас SDB-1 оснащен инерциальной навигационной системой INS Navigation, работающей в паре с системой позиционирования GPS. Эти бомбы используются для уничтожения стационарных целей, таких как склады топлива, бункеры, окопы и т.д.

В варианте SDB-2 боеприпас, помимо инерциальной навигационной системы, оснащен трехрежимным искателем – радар, инфракрасное самонаведение и полуактивный лазер. Это позволяет обнаруживать мобильные цели и атаковать их.

В 2016 году ВВС США заключили контракт с компанией Scientific Systems Co. на разработку технологии навигации и точного наведения на цель на основе «технического зрения». Бомба сможет сравнивать базу данных местности с тем, что видят датчики, и корректировать свой курс. Первые испытания технологии ImageNav продемонстрировали точность наведения в пределах трех метров.

Бомба GLSDB, в отличие от ракет и артиллерийских снарядов, летит не по баллистической траектории, пусковые установки не требуется разворачивать, чтобы направить в сторону цели. Снаряд может атаковать цель под любым углом, облетает препятствия и даже поражает объекты, облетев вокруг пусковой установки. В этом случае, правда, максимальная дальность поражения сокращается до 70 километров.

Этим боеприпасом можно также стрелять из нетрадиционных пусковых установок – контейнера, установленного в кузове грузовика. Такой способ делает пусковую установку дешевым заменителем HIMARS, количество которых на Украине быстро сокращается. Американская промышленность спешно налаживает производство дешевых «пускачей», чтобы не отправлять Киеву дорогие системы залпового огня.