Российскую общественность всколыхнула очередная неприятная новость – перспектива запрета популярнейшего сервиса YouTube. Заявление об этом, по утверждению, которое транслируют социальные сети, сделал небезызвестный Евгений Пригожин, который якобы сказал, что «YouTube – это информационная чума нашего времени. (…) Те, кто против закрытия YouTube - это, на мой взгляд, люди, которые являются предателями своего народа и своей страны, предателями предыдущих и будущих поколений россиян. Они живут за границей, отдыхают за границей, воспитывают детей за границей, провозглашают высокие ценности, но, тем не менее, всячески поддерживают Запад и питаются им. По этой причине они и противостоят тому, чтобы YouTube отключили». В заключении своего развернутого разъяснения, «повар Путина», якобы делает такое заключение: «… в ближайшее время YouTube будет закрыт. А те, кто активно пользуются YouTube, в свою очередь, будут выявлены и понесут заслуженное наказание, после того как он будет запрещен».
Член Адвокатской палаты Москвы адвокат Леонид Исаев так прокомментировал эту новость:
«Начну с того, что у меня большие сомнения в подлинности того заявления, которое приписывают господину Пригожину. Пока он не подтвердит эти слова в ходе видеотрансляции, есть весомые основания считать это вбросом антироссийских сил в рамках информационной войны. Ведь ни для кого не секрет, что они уже много лет пытаются вбить клин в общество, разделив его на враждебные группы - в том числе и через приписывание влиятельным людям российского истеблишмента фраз, которые те никогда не произносили. Следует помнить, что председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, человек, который о подобного рода инициативах должен узнавать одним из первых, заявил, что ничего подобного не слышал.
Что касается моего мнения, я категорический противник запрета ютуба хотя бы потому, что для миллионов россиян он давно стал надежным инструментом как в получении информации, так и в продвижении своих идей или своего бизнеса. Это своего рода интерактивная киностудия, которая помещается в кармане вместе со смартфоном. И речь далеко не только о политической информации: на ютубе можно посмотреть хороший фильм, свежие ролики с курортов и круизных лайнеров и даже попутешествовать во времени, посмотрев старые выпуски программ «Время», «Международной панорамы» или «Голубых огоньков».
Теперь что касается политического контента. Да, он там абсолютно разный, более того, после блокировки ряда российских государственных каналов передач антироссийской направленности там куда больше, чем пророссийской. Но с другой стороны, многие проукраинские каналы практически не скрывают последствий поражения России: конфискация у страны ядерного оружия, гигантские репарации, тотальная люстрация и распад страны на десятки независимых государств. В этой связи многие высказывания непримиримой оппозиции, наоборот, достойны того, чтобы их показывали по российскому ТВ, дабы у россиян не было никаких иллюзий относительно их будущего в случае победы Украины. Мне могут возразить, что неподобающий контент способен помешать проведению мобилизации. Но те, кто не готов и не желает участвовать в боевых действиях, и так сделает всё, чтобы на них не попасть. На мировоззрение взрослого человека в этом вопросе ютуб никак не повлияет. Тем более что и на государственных телеканалах не скрывают того факта, что речь идет о масштабном тяжелейшем противостоянии со всем военно-промышленным потенциалом НАТО, поэтому легкой прогулки и курортных условий мобилизованным никто не обещает.
Нельзя обойти стороной и технический вопрос. Ну, допустим, ютуб в России запретят, и что это даст на практике? В марте прошлого года запретили Фейсбук** с Инстаграмом**, но все продолжают ими пользоваться через VPN. То же самое будет и с ютубом. Если же вводить санкции за обход блокировки, то где государству брать необходимые ресурсы для их реализации? Как контролировать интернет-трафик миллионов человек? Кто будет применять эти санкции? И так до предела перегруженные суды? Для установления виновных лиц придется отвлекать на это правоохранительные органы, которые наряду с выявлением фактов размещения в интернете информации экстремистского толка, предотвращением терактов и поддержанием порядка на улицах будут вынуждены массово отслеживать факты пользования ютубом и отлавливать людей, которые это делали. Чем наверняка не преминут воспользоваться антироссийские силы и просто криминальные элементы внутри страны - видя подобное распыление сил у тех, кто должен с ними бороться.
И, наконец, уголовное преследование за пользование ютубом превратит во врагов действующей власти миллионы образованных интеллигентных людей, которые на данный момент к ней настроены весьма лояльно, никуда из России не уехали, уезжать не собираются и всячески готовы реализовывать свой умственный потенциал, принося пользу и себе, и стране. Нетрудно понять, кто больше всего выиграет от такой ситуации…»
**социальные сети, принадлежащие признанной экстремистской и запрещенной в РФ компании Meta