Posted 20 января, 09:43

Published 20 января, 09:43

Modified 20 января, 09:44

Updated 20 января, 09:44

Верховный суд признал ничтожным кредит, одобренный по СМС

Верховный суд признал ничтожным кредит, одобренный по СМС

20 января 2023, 09:43
Фото: 1MI
Принятое решение ВС РФ может изменить подход банков к обеспечению дистанционного оформления займов.

Верховный суд России пересмотрел спор истицы и Хоум Кредит Финанс (ХКФ) Банка. Гражданка обращалась в суд после того, как стала жертвой мошенников, которые смогли от ее имени оформить кредит с помощью кода, пришедшего в СМС. 

Как пишет «Коммерсантъ», в прошлом марте прошлого года клиенте в день заключения договора позвонили мошенники, представившиеся работниками банка. Они спросили, подавала ли та заявку на получение кредит и, получив отрицательный ответ, предложили заявку отменить. Потерпевшая просьбу мошенников выполнила и назвала коды из полученных ею СМС-сообщений. 

Банк дистанционно заключил с ней договор страхования и одобрил кредитный займ на сумму в более 200 тысяч рублей под около 19% годовых. Средства поступили на счет аферистов. 

Истица требовала признать договор недействительным. Она объясняла, что не заключала эту сделку, но в трех инстанциях ей отказали, поскольку она не должна была сообщать СМС-коды никому. В ВС РФ истица подчеркнула, что не собиралась брать кредит, а код подтвердила «машинально».

ХКФ Банк настаивал на том, что виновата сама гражданка. Представители финансовой организации указывали, что сервис дистанционного банковского обслуживания использует защищенные каналы, чтобы клиент получал несколько СМС-сообщений, в которых указывается цель совершаемой операции. Текст сообщений всегда начинается с предупреждения, что их содержание никто знать не должен.

ВС РФ пришел к выводу что при помощи кодов из четырех цифр ХКФ Банк выдал кредит и перечислил средства на счет в другом банке «без права на ошибку и латинским шрифтом». Представительница банка сказала, что использование латиницы служит общей практикой для банков, а сам текст русский.

Это решение Верховного суда может изменить судебную практику, а в результате этого банки также изменят подход к обеспечению дистанционного оформления кредитов.