Posted 19 января 2023, 07:41
Published 19 января 2023, 07:41
Modified 19 января 2023, 07:43
Updated 19 января 2023, 07:43
На темнокожих жителей древнего Новгорода, который посещает герой сериала от Netflix, обратили внимание несколько дней назад. Хотя сериал идет уже несколько недель и сказки про древнерусский город в нем показывают с первой серии. Так, ставший уже почти мемом, темнокожий персонаж Кайсан, которого играет актер Кайоде Акиниеми, появляется на арене подпольных боев без правил. Причем за боями наблюдают и делают ставки не только мужчины, но и женщины, что тоже выглядит весьма сомнительно.
На эпизод с чернокожим новгородцем обратили внимание даже политики. Так губернатор Новгородской области Андрей Никитин, назвал этот киноншный ход альтернативной историей.
«Альтернативная версия истории от сериала Netflix «Викинги: Вальхалла». Знакомьтесь, это типичный викинг из древнего Новгорода. Фильм повествует о попытке викингов завоевать Англию. Надо будет этим кинодеятелям как-нибудь передать пару книжек по истории Новгорода», - написал в своем телеграмм-канале губернатор.
По просьбе «Новый известий» исполняющий обязанности директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Даниил Карапчунов прокомментировал появление темнокожего новгородца. Могло ли быть что-то подобное хотя бы в теории.
«Из курса изучения истории в университете мне такие факты не встречались, не знаю, чтобы русские летописи как-то упоминали темнокожих, - говорит историк, - конечно, торговые связи могли доходить до Африки, по крайней мере, опосредованно через Византию, но были ли они напрямую, затрудняюсь ответить. Вспоминается только рассказ том, что на Рюриковом Городище был найден череп одной из африканских обезьян. Я так понимаю, что выбор актера больше не про историчность, не про знание реалий Новгорода создателями и зрителями. А про гендерную и прочую повестку BLM. Все же кино - это художественное произведение, где сюжет может строиться не вокруг исторического фона, не на его основе, а на чувствах, вопросах жизни и смерти, вечных вопросах. Тогда история становится лишь предлогом к разговору. Обсуждать фильм не глядя, сложно. То, что костюмы, антураж, декорации, интерьеры не попадают не то, что в исторический период, но даже в русскую действительность прошлого тысячелетия - очевидно по тем десяти фотографиям, что я видел. Означает ли это что фильм плохой? Вовсе нет, может быть там чудесная актерская работа или потрясающий сюжет. Но мы привыкли все-таки увязывать работу художников по костюму с качеством и профессионализмом других участников создания фильма, поэтому такими кадрами репутация сериала явно стала подмоченной для российского зрителя. Тем более, сейчас интерес к истории возрос как никогда, именно к отечественной истории».
История кино знает еще более странный подход к кастингу. В 2012 году финская телекомпания Yle выпустила фильм «Маршал Финляндии», в котором главную роль Карла Маннергейма сыграл актер из Кении. Вообще почти весь фильм снимался в Кении и большинство актеров были наняты на месте. На вопрос где Кения, а где Финляндия, продюсер фильма Еркко Люютинен ответил, что все это нужно «для большей выразительности образа маршала». Фильм вызвал массу споров в первую очередь в финском обществе. Но учитывая, что на съемки потратили всего 20 тысяч евро, такой ход со съемками в Африке нужен был исключительно для привлечения внимания к авторам фильма.
Тем не менее, вспомнить чернокожих деятелей российской истории можно. Правда появились они спустя 500-600 лет спустя изображаемых в фильме событий. Речь про арапа Петра Великого Абрама Ганибала, который попал к императору в детском возрасте, получил дворянство, образование и сделал карьеру, дослужился до звания генерал-аншеф.
Еще более блестящей была карьера его сына Ивана, который был главнокомандующим Черноморским флотом, отличился в Чесменском сражении и основал город Херсон. Другой сын Абрама Ганнибала – Осип – стал дедом поэта Александра Пушкина.