Падение самолета авиакомпании Yeti Airlines, случившееся 15 января и унесшее жизни 72 человек, – лишь одна из длинной череды авиакатастроф на территории Непала. Страна имеет один из худших в мире показателей безопасности авиаперевозок: с 2000 года здесь произошло 19 авиакатастроф с участием коммерческих перевозчиков, в которых погибли 357 пассажиров. Business Insider приводит мнения экспертов о причинах этой печальной статистики, а также советует потенциальным пассажирам, как сделать свои поездки в Непал более безопасными.
Главная приманка страны – Гималаи, привлекающие в Непал путешественников со всего света и обеспечивающие 6,7% ВВП от туризма. Гималаи же делают местные авиаперевозки столь рискованными. По мнению основателя авиационной консалтинговой фирмы AvLaw Рона Барча, условия, в которых функционируют непальские аэропорты: разреженный воздух и большая высота, – препятствуют возникновению тяги и подъемной силы, необходимых самолетам для безопасного взлета и посадки. Кроме того, в Непале часто дуют очень сильные ветры.
Из 12 последних непальских авиакатастроф со смертельным исходом 60% – из разряда так называемых столкновений с землей в контролируемом полете, когда воздушное судно непреднамеренно врезается в землю, гору или водоем. «Как правило, столкновения с землей в контролируемом полете происходят из-за того, что с самолетом все в порядке, за исключением того, что пилоты не могут видеть горы», – говорит президент Фонда безопасности полетом Хассан Шахиди.
Еще один фактор – недостаток финансов. «Капитал в Непале ограничен, когда речь заходит об авиационной инфраструктуре, – говорит владелец сайта AirlineRatings.com Джеффри Томас. – Это значит, что здесь не самые лучшие аэропорты, не самые лучшие навигационные средства, а вдобавок ко всему, весьма коварная местность».
В Непале расположен аэропорт имени Тенцинга и Хиллари, который называют одним из самых опасных в мире. Он находится на высоте 2860 метров и имеет единственную взлетно-посадочную полосу с сильным уклоном. Это ближайший к базовому лагерю Эвереста аэропорт, обычно именно сюда прибывают для восхождения альпинисты. С ним связано самое большое число авиакатастроф со смертельным исходом в Непале за последние полвека.
В 2015 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) назвало Непал страной, которая нуждается в приоритетной помощи для улучшения стандартов безопасности авиаперевозок. Однако местные авиакомпании недостаточно вкладываются в новое оборудование. По словам Томаса, самолеты десятилетней давности вроде ATR-72, который потерпел крушение в воскресенье, можно сделать значительно безопаснее, если установить на них современную электронику. «На юге Новой Зеландии, где также есть горные хребты, самолеты оснащены навигационными системами и управляются со спутника. Благодаря этому они могут приземляться в снежную бурю и летать в горах, придерживаясь маршрута с точностью до одного метра, – говорит Томас. – Их ATR оснащены необходимыми для этого навигационными инструментами».
Многие из этих инструментов предлагаются производителями в качестве необязательных дополнений, и авиакомпании-лоукостеры отказываются от них из соображений экономии. В ходе аудита безопасности полетов в 2022 году, который провела ИКАО, по внедрению нового оборудования Непал получил оценку 70,1%, что лишь немного выше среднемирового показателя в 67,2%. Для сравнения, оценка Германии 92%, а Австралии – 94,5%. С 2013 года авиакомпаниям, базирующимся в Непале, запрещено летать над воздушным пространством Евросоюза из соображений безопасности.
Что касается рекомендаций путешественника, которые направляются в Непал, то от них тут мало что зависит. «Лучшее, что вы можете сделать, это проверить показатели безопасности конкретной авиакомпании, – говорит Барч. – Даже в странах, показатели безопасности в которых оставляют желать лучшего, есть безопасные авиакомпании с хорошими показателями». По словам Томаса, его сайт AirlineRatings.com перестал включать в свои рейтинги непальские авиакомпании, в том числе Yeti Airlines, после того как некоторое время назад пассажиры стали жаловаться на их низкие стандарты безопасности. Однако после последней катастрофы, в ходе которой погибли 15 иностранцев, он хочет вернуть Непал в рейтинги, чтобы люди имели больше информации о своих потенциальных перевозчиках.