Posted 19 января 2023, 11:32
Published 19 января 2023, 11:32
Modified 19 января 2023, 11:34
Updated 19 января 2023, 11:34
Как известно, Запад намерен нанести еще один удар по нефтегазовому сектору России. По сообщению The Wall Street Journal, с 5 февраля 2023 года будет введен новый ценовой потолок на российские нефтепродукты. Ожидается, что появится два предельных уровня цен: на дорогие товары (дизельное топливо), и на более дешёвые (мазут).
Новое ограничение по оценке хельсинкского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) увеличит ежедневные потери России со $172, которые сейчас фиксируются из-за установления потолка цен на нефть, до $280 млн. По текущему курсу это почти ₽19 млрд. Вместе с этим Центр озвучил предложения по дальнейшему ужесточению ограничений: ценовой потолок на нефть возможно снизить до $25-35, что приведёт к дополнительной потере €100 млн в день, и штрафы за несоблюдение требований с дополнительными санкциями, которые отнимут ещё €200 млн в день. То, что ограничения действуют, показывает статистика поставок энергоносителей и нефтепродуктов в Европу в денежном выражении. США уже обогнали Россию по этому показателю. Технологические санкции тоже не остались пустым звуком: Минтранс Приморского края предупредил о сокращении числа региональных авиарейсов, выполняемых единой дальневосточной авиакомпанией «Аврора». У части канадских самолётов DHC-6 в 2023 году заканчивается ресурс двигателей, но запчастей для проведения ремонта нет. А самолёты «Байкал» от УЗГА должны поступить только к 2030 году.
Эксперты канала «Кремлевский мамковед» считают, что эмбарго и ценовой потолок на российские нефтепродукты, которые начнут действовать с 5 февраля, могут нанести ущерб больший, чем ограничения на поставки сырой нефти. По данным Reuters, российские нефтеперерабатывающие заводы из-за новых санкций будут вынуждены сократить производство на 15%.
«Такой прогноз похож на правду, поскольку на страны ЕС и G7, которые вводят эмбарго, в 2021 году пришлось 57% (82 млн тонн) от всего экспорта нефтепродуктов. Совокупное производство нефтепродуктов на 34 крупных и 230 небольших НПЗ в России составляет 330 млн тонн. Так что эмбарго затронет сразу четверть от всего производства. Но готовое дизельное топливо может хотя бы частично спасти тот факт, что в мире оно находится в дефиците. Его поставки, как и российской нефти, будет поддерживать теневой флот танкеров, погрузка на которые происходит прямо в открытом море. После смешения топлива установить страну происхождения уже невозможно.
Однако теневой флот танкеров для нефтепродуктов значительно меньше, чем для нефти. На все виды нефтепродуктов его не хватит. Больше всего пострадает экспорт нафты (прямогонного бензина) и мазута. Именно на эти продукты придётся основной спад производства. Привычных потребителей не получится заменить Индией и Китаем: в этих странах нет дефицита собственных мощностей по производству этих продуктов. В первую очередь под удар попадает «Роснефть», которая производит 40% всего мазута в России. К тому же НПЗ «Роснефти» в Самарской области давно не проходили модернизацию и выпускают низкокачественный мазут. Таким предприятиям грозит закрытие.
Сокращение производства на НПЗ, где занято порядка 120 тыс. человек, скажется и на добыче сырой нефти. Добывающие компании будут вынуждены консервировать скважины. В большинстве случаев это означает потерю месторождения. Во-первых, консервация без угрозы запарафинивания – технологический сложный процесс. Во-вторых, возврат на сильно обводнённые месторождения с бурением новых скважин будет экономически невыгодным…»