Мода на милитари: в школах вводят уроки военной подготовки

19 января 2023, 10:46
Решением министерства просвещения в новом учебном году к школьным предметам прибавится начальная военная подготовка (НВП). Нет, это будет не урок из советского прошлого с разбором АКМ и противогазом. К занятиям планируют привлекать участников СВО на Украине.

Ирина Мишина

Курс начальной военной подготовки введут с нового учебного года в 5–11-х классах школ, училищах, техникумах и колледжах. Отношение к этому новшеству неоднозначное. Так, согласно исследованию Superjob, поддержали введение курса НВП с пятого класса 62% респондентов. Против высказались 23%. Однако, это исследование не указывает, были ли его участниками  родители школьников.

Вопросы Министру просвещения и не только

Вспоминая курс НВП в советской школе, невольно ассоциируешь его с военруком в форме, разбором автомата Калашникова и надеванием противогаза. Но на этот раз все будет, похоже, иначе.

Замминистра просвещения Александр Бугаев уже сообщил, что в качестве гостей на занятия по военной подготовке в школах могут привлекать участников специальной военной операции на Украине. При этом вести уроки должен человек с педагогическим образованием, подчеркнул чиновник. «Самое главное тут не забывать, что это урок, а урок ведет учитель» — отметил Бугаев.

Вообще, в школах уже и без того немалое количество учебных часов так или иначе связаны с политикой. Как известно, с нового учебного года добавился специальный урок «Разговоры о важном», а в рамках федеральной программы «Диалоги с героем» для тематических классных часов в школы приходят с рассказами участники специальной военной операции. Это происходит уже, например, в Курганской области.

Никто, разумеется, не против патриотизма, но почему это должно происходить за счет учебной программы, которая, как известно, не резиновая? Постепенно начали раздаваться голоса родителей, которые считают воспитание ребенка семейным делом. Так, мама московского школьника Олеся Павлова, к примеру, пишет : «Дети еще не способны делать собственные выводы. Они для этого слишком малы и недостаточно информированы. Они не умеют спорить — школа не учит их этому, ведь в основе школьного образования до сих пор лежит тотальное подчинение. Они не могут отстоять свою точку зрения, потому что в системе тотального подчинения такое поведение влечет за собой последствия и в отношении к ребенку, и в оценке его знаний. Дети — беззащитные, у них фактически нет никаких прав. И на этих беззащитных, часто запуганных маленьких людей вываливаются тонны информации, которую они не могут ни осознать, ни критически осмыслить».

Вопросы начали появляться и у учителей. До сих пор, кстати, не понятно, кто именно будет вести  уроки НВП: в некоторых школах говорят, что физрук, в других – преподаватель обществознания. Мы решили поинтересоваться планами в отношении НВП у члена Совета межрегионального профсоюза «Учитель», преподавателя истории и обществознания средней школы села Таремское Павловского района Нижегородской области Дмитрия Казакова.

«Преподавать любой предмет в школе может только человек с педагогическим образованием. Разумеется, дискриминации по отношению к участникам СВО на Украине быть не должно, но чтобы вести урок в школе, необходимо как минимум иметь соответствующий диплом. Правда, стать учителем в последнее время может кто угодно. Появились многочисленные курсы подготовки и переподготовки учителей, которые можно пройти за 2 недели, иногда платно и после этого получить диплом. Разумеется, это не сравнимо с образованием, которое получают в пединституте. Я не против НВП, но есть много «но». Первое – это база. Для запуска любого предмета нужны кадры и материально-техническая база, иначе все это обернется обычной конъюнктурой, как «Разговоры о важном», которые уже окрестили «Разговорами о бесполезном», - заявил «НИ» учитель истории и обществознания села Таремское Павловокого района Нижегородской области Дмитрий Казаков.

«Я бы не решился преподавать НВП в школе, - признается генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов. – По опыту, дети плохо понимают военных. Тут важно, чтобы ребята доверяли человеку. Как найти в этой теме общий язык с детьми – вопрос на самом деле очень сложный. Тут важно не стать предметом шуток и мемов, как это нередко бывало с военруками в советских школах, про которых до сих пор ходит множество анекдотов».

Оружие в школе: чем это опасно

В среде военных тоже много вопросов и к новому предмету, да и к самому факту присутствия на уроке участника СВО.

«Что человек с передовой может рассказать? Как он убивал? Как убивали других? А зачем это детям? Это отлично, что им хотят дать навыки. Но мы должны осмыслить, для чего эти навыки нужны. Вот есть у нас Юнармия, к примеру. Дети ходят строем и поют песни. Вопрос: как им это пригодится в жизни? Сколько юнармейцев попали на Украину и проявили там себя в ходе спецоперации? Опять же зачем разбирать автомат Калашникова? В военно-полевых условиях его никто никогда разбирать не будет. Да и воюют сейчас совершенно другим оружием. А нужно ли посвящать школьников в военные тайны и секреты, с которыми всегда сопряжено вооружение страны? В итоге не получится ли так, что НВП ограничится изучением устава караульной службы?», - рассуждает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.

У многих также возникает вопрос: не приведет ли преподавание предмета, столь тесно связанного с оружием, к увеличению несчастных случаев и расстрелов в школах? Давайте вспомним: ведь таких трагедий случилось только за последнее время немало.

  • 14 ноября 2019 г. в Амурском колледже строительства в Благовещенске 19-летний студент Даниил Засорин открыл стрельбу из ружья ИЖ-81. Преступник стал стрелять в сторону полицейских, затем застрелился. Помимо него пострадали 3 человека, погибли двое.
  • 11 мая 2021 г. в Казани произошло массовое убийство в гимназии № 175. Бывший ученик гимназии 19-летний Ильназ Галявиев устроил взрыв и открыл стрельбу по людям в здании из гладкоствольного ружья Hatsan Escort PS. В результате нападения погибли 9 человек - 7 учеников и 2 учительницы, пострадали 32 человека.
  • 18 октября 2021 г. в посёлке Сарс Пермского края ученик 6 класса пронёс в школу оружие и начал стрельбу, ранив 11-летнего школьника.
  • 13 декабря 2021 г. в Серпухове в гимназии преподобного Варлаама Серпуховского 18-летний выпускник гимназии Владислав Струженков подорвал СВУ. В результате взрыва пострадали 13 человек, включая нападавшего.
  • 26 сентября 2022 г. в школе № 88 Ижевска ее выпускник Артём Казанцев устроил стрельбу из двух травматических пистолетов Макарова, убив 18 человек, в том числе 11 детей, ранил 24 человека и застрелился сам.

Не станут ли разговоры об оружии поводом для новых трагедий?

«Тут надо очень правильно выстроить методику и программу преподавания, вырабатывать у детей иммунитет к терактам, ориентировать их на борьбу с терроризмом, например, рассказать о том, как происходит захват наркодилеров. Но это должна быть система, а не набор фраз. Сейчас вообще мода на войну, но это на самом деле не детские забавы. Вообще, на мой взгляд, в результате введения НВП мы вряд ли подготовим бойцов», - считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.  

«Школьная программа – не губка и не резина»

В последнее время нередко складывается впечатление, что в школе сейчас патриотическим воспитанием озабочены больше, чем собственно обучением.

«Стало известно, что во многие российские школы была выслана методичка о проведении урока, рассказывающего ученикам 5—11 классов об антироссийских санкциях. Занятие пройдет в рамках курса по обществознанию. После урока школьники должны будут заполнить анкету обратной связи и ответить на вопросы: «Справедливы ли санкции в отношении России?», «Приведут ли санкции к укреплению экономики России?», «Кто понесет большие экономические потери?» На последний вопрос предлагается три варианта ответов: Россия, страны НАТО, все страны мира. Интересно, знают ли двенадцатилетние дети слово НАТО? Надо ли им это знать? Добавит ли это спокойствия их детской психике?»

Вопрос еще и в том, как встроить НВП в учебный процесс. Школьники и без того перегружены: в некоторых школах уже в 7 классе в день по 9-10 уроков плюс домашние задания, которые зачастую превращают «рабочий день» школьника в 15-и часовой, что не сравнимо даже с нагрузками взрослых.

«Среди чиновников от образования бытует мнение, что образование – это губка, которая все стерпит или резина. За счет урезания часов по какому предмету будут вводить НВП? Или это будут дополнительные часы? Пока никто ничего не понимает. И есть опасения, что идея патриотического воспитания может обернуться его дискредитацией из-за формального подхода, - считает учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков. – У нас сейчас среди чиновников от образования мода на войну и патриотизм. Лапта в школе, трудовое воспитание, «Разговоры о важном»… Что из этого стало по-настоящему полезным для детей? А ведь страдает в конечном счете образование».

#Общество #Военные #Дети, подростки #Военная служба #Ирина Мишина #Спецоперация #Россияне #Россия #Школа #Дети
Подпишитесь