Posted 19 января 2023, 09:36
Published 19 января 2023, 09:36
Modified 19 января 2023, 09:38
Updated 19 января 2023, 09:38
Иван Зубов
Как известно, власти Казахстана внесли изменения в правила въезда и пребывания иммигрантов в стране: отныне граждане других стран, которым не нужна виза для въезда в Казахстан, в первую очередь россияне, смогут находиться в Казахстане не более 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 календарных дней. Таким образом срок легального пребывания в Казахстане существенно сокращен, его нельзя продлить, выехав за границу на короткий срок и вернувшись обратно, осуществив так называемый «виза-ран» (visa run). Решение, принятое властями Казахстана, отнюдь не первое ужесточающие условия пребывания заграницей для российских граждан, покинувших страну после начала специальной военной операции России на Украине. Так, ранее в Турции гражданам России стали массово отказывать в получении вида на жительство (ВНЖ) ограничивая тем время пребывания в стране тем же сроком в 90 календарных дней. Кроме того, определенные ограничения на правила въезда и пребывания в страну ввела Мексика, которую россияне использовали в качестве «страны-транзитной зоны» для дальнейшей эмиграции в США.
Что касается Казахстана, то это решение его властей будет особенно обидно тем, примерно 400 тысячам россиянам, которые уехали в эту страну после объявления о частичной мобилизации.
Политолог Георгий Бовт считает, впрочем, что ничего неожиданного в этой ситуации нет:
«Наступает время взаимности. Решение казахских властей можно, конечно, считать «ударом ножом в спину» и проявлением неуважения к «старшему брату по ЕАЭС». Между тем, казахские власти всего лишь станут применять к россиянам ровно те же правила, какие Россия применяет ко всем гражданам ЕАЭС (кроме Беларуси), для которых также существует правило 90/180. Это лишний раз напоминает о справедливости упреков со стороны партнеров Москвы по ЕАЭС в том, что отношения внутри этого претендента на то, чтобы стать «аналогом ЕС», далеки от подлинного равноправия партнеров на практике. Оно, неравноправие, проявляется не только в отношении свободы передвижения и пребывания людей, как в данном случае, но и товаров и услуг. И вот теперь Казахстан делом напоминает Москве, что отношения формата «старший брат-младший брат» подходят к концу и наступает время взаимности. В том числе в визовых вопросах, где именно о «взаимности» (reciprocity) так любит говорить российский МИД. Вот она и пришла откуда не ждали. Вопрос о том, укрепляет ли все это ЕАЭС - уже чисто риторический…»
Журналист Кирилл Шулика прогнозирует, что примеру Казахстана последуют и другие страны постсоветского пространства, в которых наши свое убежище молодые россияне:
«После ужесточения миграционных правил Казахстаном, следует ожидать таких же и от других стран ЕАЭС, кроме Белоруссии, с которой у России Союзное государство. То есть Армения и Киргизия могут быть следующими. Тем более что Армения серчает на Россию из-за Карабаха, а в Киргизии уже были случаи задержания оппозиционно настроенных россиян за какие-то пикеты.
Таким образом, выбора большого не будет, останется Грузия. Правда, тоже велика вероятность того, что она, не справляясь с наплывом, введет ограничения, хотя пока вроде не собирается этого делать.
Ну и Узбекистан с Таджикистаном, где пока все довольно либерально. Но это пока.
Мы не знаем мотивов Казахстана. Если он согласился на просьбу в рамках реализации внешнеполитического курса, то может остаться только Грузия, а все остальное для тех, кто с деньгами.»
Политолог Дмитрий Михайличенко считает, что Казахстан, как и Турция, нашли самое оптимальное для себя решение проблемы российской миграции:
«Очевидно, что ни Казахстан, который по-прежнему находится в орбите влияния России, ни Турция, руководство которой любит торговаться и договариваться, – это не те страны и территории, «выдачи с которых нет».
Вряд ли тут стоит говорить, что руководство Турции и Казахстана действуют по указке Кремля: нет, скорее, удалось найти оптимальное сочетание для руководства России и этих стран, естественно, в ущерб интересам российских релокантов.
В Турции прекрасно понимают, что ужесточения правил или, точнее, практики выдачи ВНЖ уменьшит поток, но самые денежные, способные купить недвижимость, россияне останутся и будут бодрее ее покупать и дальше, причем по завышенным ценам: это стимулирует развитие строительства, что выгодно Р.Т. Эрдогану и близким к нему лоббистам. В Казахстане же есть недовольство местных по поводу увеличения количества россиян и базовый консенсус заключается в том, что новые потоки этому государству не нужны. Соответственно, ставится жесткое препятствие, особенно для россиян, которые не имеют загранпаспортов. (…)
Сейчас поток уезжающих из России снизился, однако он, по-прежнему есть и это продолжается уже несколько месяцев. Вероятно, что российское руководство уже надавило на Армению и, тем более, Белоруссию и другие страны постсоветского пространства и результаты этого не заставят себя ждать.
Главным бюджетным и удобным вариантом оставался Казахстан, однако в дальнейшем ни руководство этой страны, ни его общество не хочет новых волн релокантов. Не хочет в том числе и, прежде всего, потому что не желает ссориться с Кремлем. Ну а на перемещения в Сербию или страны Южного полушария (Мексика, Аргентина и другие) имеют ограниченный потенциал: у многих желающих уехать просто нет ни денег, ни возможностей для этого.