Про то, как Россия в эпоху падения мировых нефтяных цен выдержит отказ Европы от российских нефти, газа и мазута, пишет в своем обзоре на канале «Можем объяснить» аналитик Сергей Шелин:
«Думаю, и режим, и народ выдержат. Но с жертвами. Модельной ситуацией считаю ту, которая была в 2014-м-2016-м. Много похожего. И что важно - финансами руководят те же люди, что и тогда - Силуанов и Набиуллина. Их уже трудно чем-то удивить. Матерые человечища. Настоящие глыбы. Подлинные краеугольные камни системы. Помню, в январе 2015-го нефть летела вниз, рубль валился, все начальство металось в разные стороны и только Силуанов глядел как ни в чем ни бывало. Справится и сейчас.
Вопрос только, скоро ли они перепишут бюджетное правило и отпустят рубль ехать вниз. Мое предположение - через несколько месяцев. Но понимаю, что возможны и другие варианты. Именно это и есть главный сегодняшний вопрос русской экономической науки.
Для Путина и его технократов оказались полным сюрпризом одновременный обвал цен на российские нефть и газ и резкий спад их продаж. Бюджет-2023 теряет триллионы рублей и становится невыполнимым, а убытки перевалят на рядовых россиян.
Состояние российской казны к началу года резко ухудшилось. Сейчас оно критичнее, чем когда-либо с начала СВО. Бюджет 2023 года с расходами 29,1 трлн руб. был сверстан, исходя из того, что экспорт российских энергоносителей сохранится на прежнем уровне, а продажная цена барреля Urals будет $70,1. Уже сейчас очевидно, что эти расчеты опрокинуты и дефицит (2,9 трлн руб.) по меньшей мере удвоится.
Вопреки казенным расчетам, продажи российской нефти упали на 20%, а газа — почти втрое против уровней годовой давности. При этом баррель Urals продается за $50 или еще дешевле, а газ на европейском рынке сейчас вчетверо дешевле, чем на августовском пике.
Для сведения бюджетных концов с концами могут быть приняты четыре авральные меры:
- массированное изъятие средств из экономики;
- эмиссия денег;
- отмена всего, что мешает падению курса рубля;
- сокращение расходов бюджета путем урезания «невоенных» трат.
Скорее всего, осуществят комбинацию всех четырех. Это приведет к всплеску инфляции, удешевлению рубля и уменьшению социальных выплат. Вот расчет курса, исходящий из оптимистичного для казны предположения, что меняться будут только нефтяные цены, а физические объемы экспорта энергоносителей сохранятся:
Масштабы потерь, которые предстоят рядовым гражданам, видимо, будут сопоставимы с ущербом, понесенным во время трехлетнего кризиса 2014-2016-го: за эти три года рубль подешевел вдвое, российские потребительские цены выросли на 32,5%, а реальные доходы населения уменьшились на 9,5%.»