Posted 17 января 10:03

Published 17 января 10:03

Modified 17 января 10:52

Updated 17 января 10:52

В Приморье разгорается скандал вокруг «новогодних» платежек жителям от ПАО «ДЭК»

17 января 2023, 10:03
Фото: 1MI
В Приморском крае грянул скандал вокруг местного поставщика электроэнергии. В декабре ПАО «ДЭК» списала с потребителей лишние деньги. Вместо начисленной платы за электричество с клиентов взяли дополнительную сумму в виде «рекомендованного платежа». Вернуть эти деньги оказалось невозможно.

В Приморье обсуждают финансовый фокус, который провернула компания ПАО «ДЭК».  В соцсетях жители региона массово жалуются на некорректное списание средств. Начислено за электричество одна сумма, списана – другая. Как это вышло? Как выяснили местные журналисты,  завышенная сумма оказалась зашита в QR-коды, через которые удобно оплачивать через мобильный банк, а так же в автоматический платеж. Те, кто не обратил внимание, на то, какая сумма предлагается к списанию, лишились денег. Была списана как нужная сумма для оплаты, так и дополнительная – так называемый «рекомендованный платеж».

При этом люди, который заметили, что оплатили больше, чем потребили, столкнулись с тем, что не смогли вернуть свои деньги. В «ДЭК» людям сказали, что зачтут переплату в счет будущих платежей, но вернуть лишние деньги отказались.

Приморские журналисты попытались достучаться до «ДЭКа», обращались к компании как официально, так и под видом клиентов на телефон обратной связи. Ничего внятного услышать не удалось. В компании заявили, что списали дополнительные деньги, чтобы клиентам было «удобно», например, если они поедут в отпуск.

«За ноябрь сумма, которая предлагается к оплате, это сумма с рекомендованным платежом. Вы можете на автоплатеж ответить отказом и оплатить услугу, вписав сумму вручную в приложении», — сказала оператор «ДЭК» журналистам.

Но такое объяснение никого не убедило. Автоплатеж и так спишет столько, сколько надо. А те, кто платит через QR-код, априори находятся дома, ведь QR-код напечатан на квитанции, которую клиент держит в руках.

Зачем нужна такая игра в наперстки с клиентами? Часть наблюдателей предположила, что так компания решает проблему неплательщиков. Добросовестные потребители, кто исправно оплачивает и даже настолько доверяет компании, что подключает автоплатеж, могут покрыть своей щедростью то, что недоплачивают должники.

Собеседник «Новых известий», близкий к энергетике Приморья, обратил внимание на то, что, финт с платежками провернули в конце года.

«Может быть, так хотели показать красивые цифры для отчета, чтобы получить премии и выслужиться перед начальством, - говорит эксперт, - конечно, эти деньги никуда не уйдут и будут зачтены абонентам, но уже в следующем году. А в этом будет видимость, что все хорошо. Другой вопрос, стоит ли это доверия потребителей?»

Вопрос доверия к компании «ДЭК» дискуссионный. Ранее местные СМИ обращали внимание на то, как живет один из топ-менеджеров компании, у него нашли пять квартир, три жилых дома и весьма внушительный автопарк, из шести машин. И это на фоне вышеописанных ситуаций с платежами.

А в 2020 году экс-гендиректор компании Виктор Милуш получил срок за растрату. По версии следствия, в 2009–2016 годах с помощью договоров на оказание юридических услуг и благотворительность было выведено около 700 млн руб. В деле Виктора Милуша также фигурировали фамилии других высокопоставленных руководителей ПАО «ДЭК» и РАО «ЭС Востока». За несколько месяцев до этого за подстрекательство Милуша к растрате на четыре года был осуждён бывший гендиректор РАО «ЭС Востока» Иван Благодырь.

Стоит отметить, что пока ни правоохранительные органы, ни антимонопольное ведомство не отреагировали на скандал с платежками в Приморском крае.

Комментарий эксперта: проверяйте платежку

 

Руководитель группы медиации Общественного совета Росздравнадзора правительства Москвы Юрий Капштык отмечает, что при малейших сомнения в корректности и обоснованность начислений в платежке, потребитель услуг может проверить эти данные.

«Можно обратиться в управляющую компанию или государственное учреждение, которые занимаются обслуживанием дома. Там обязаны сообщить, какие расчеты и по каким тарифам были произведены, - говорит эксперт, - если вопросы остались, нужно обратиться департамент или управление городского хозяйства вашего города или района. Для проведения проверки достаточно обоснования, что, по вашему мнению, плату завышают. Одновременно можно обратиться в Роспотребнадзор. Еще один надзирающий орган — Федеральная антимонопольная служба. Если вы заметили, что сумма платежа от месяца к месяцу растет, смело обращайтесь к ним. Именно ФАС отвечает за контроль начислений по тарифам в сфере ЖКХ».