Posted 17 января 2023,, 08:55

Published 17 января 2023,, 08:55

Modified 17 января 2023,, 08:57

Updated 17 января 2023,, 08:57

"Байрактар" в новом обличье: Турция испытала гибридный беспилотник длительного полета

"Байрактар" в новом обличье: Турция испытала гибридный беспилотник длительного полета

17 января 2023, 08:55
Фото: Соцсети
Максимальная скорость полета нового турецкого военного дрона достигает 150 километров в час, при этом он может находиться в воздухе 12 часов - дольше, чем любой из существующих электрических беспилотников

Александр Сычев

Одним из результатов украинского кризиса стал рост популярности беспилотников среди военных. Возникший спрос побуждает производителей предлагать все новые беспилотные летательные аппараты. Один из наиболее интересных – Bayraktar DIHA, первое испытание которого провела турецкая компания Baykar Makina.

Аббревиатура DIHA означает «беспилотный летательный аппарат вертикальной посадки». На днях Bayraktar DIHA, над конструкцией которого в компании трудятся уже несколько лет, совершил рабочий полет на высоте около 2,5 тыс. метров, вернулся на базу и совершил посадку.

Особенность турецкого беспилотника вертикального взлета и посадки заключается в том, что в конструкции DIHA объединили два типа двигателей. Электрические используются для вертикального взлета и посадки, а небольшой двигатель внутреннего сгорания с низким расходом топлива, созданный компанией Erin Motor, обеспечивает горизонтальный полет.

Двигатель имеет электронный впрыск горючего, что делает его более надежным в сравнении с карбюраторными собратьями. Такое решение позволяет автоматически регулировать расход топлива в зависимости от высоты полета. В паре с мотором работает генератор тока, который обеспечивает электричеством всю электронику беспилотника, а также заряжает аккумуляторы для посадки.

Четыре электродвигателя с пропеллерами вынесены на консолях, а толкающий двигатель расположен в задней части фюзеляжа. После отрыва от поверхности, в том числе движущейся платформы, электродвигатели отключаются, и аппарат переходит в самолетный режим.

Максимальная скорость полета достигает 150 километров в час, а крейсерская – 60. На этой скорости и на рабочей высоте примерно три тысячи метров аппарат может находиться в воздухе 12 часов. Это больше, чем любой из существующих электрических беспилотников. Максимальная высота, на которую может подняться турецкий дрон, достигает шести тысяч метров.

Зная скорость и время пребывания в воздухе можно подсчитать расстояние, на которое дрон может улететь на одной заправке. Впрочем, это арифметическое действие не даст значимого результата для оценки тактических качеств дрона. Дело в том, что удалиться от станции оператора без прерывания связи он способен на 150 километров.

Впрочем, беспилотнику с размахом крыльев пять метров и длиной корпуса полтора метра, постоянный контроль со стороны оператора не требуется. Его оснастили достаточной автономностью. Он может осуществлять заложенное в программу задание в полностью автоматическом режиме, а потом вернуться в зону действия радиостанции, а также самостоятельно выполнить посадку и взлет.

Однако вне зоны действия радиосвязи наземные службы не смогут получать разведданные в режиме реального времени, что существенно снижает их ценность. К тому же дрон создавался не только для ведения разведки, но также как средство управления наземными силами.

Необходимость радиосвязи – одно из слабых мест любых беспилотников. Всегда существует опасность перехвата с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Чтобы снизить угрозу, на беспилотнике DIHA предусмотрено тройное резервирование системы управления.

При максимальном взлетном весе 50 килограммов, полезная грузоподъемность составляет всего пять килограммов. Немного, но вполне достаточно, чтобы разместить на его борту камеру дневного и ночного видения высокого разрешения и лазерный дальномер и целеуказатель. DIHA может использоваться для лазерной подсветки целей и наведения высокоточных ракет и снарядов. Камера и лазер находятся в передней части планера под фюзеляжем.

Конструкторы предусмотрели три варианта посадки летательного аппарата: вертикальную на электродвигателях, в самолетном режиме на фюзеляж и на парашюте, если ни один из первых двух вариантов по каким-то причинам не подходит.

Серийное производство и поставки Bayraktar DIHA в войска запланировано начать в текущем году.

"