Posted 16 января 2023,, 08:35

Published 16 января 2023,, 08:35

Modified 16 января 2023,, 11:46

Updated 16 января 2023,, 11:46

Да здравствует коллективный Воланд! Как решить судьбу мятежных артистов

16 января 2023, 08:35
В российском общественном пространстве все громче звучит требование «зачистить» пятую колонну в отечественной культуре

Скандал, связанный с увольнением из МХТ имени Чехова артиста Дмитрия Назарова и его жены Ольги Васильевой, вышел на новый уровень. Как уже сообщали «Новые Известия»,  художественный руководитель театра Константин Хабенский принял решение об увольнении артистов из-за их публичных заявлений о боевых действиях в Украине, а также «антироссийских настроений». Причем давление на неугодных граждан идет по всем фронтам. Так, в Нижнем Тагиле был отменен спектакль с участием Назарова и его жены «из-за нарастающего недовольства горожан, с различными призывами и так далее». А депутат Госдумы Елена Драпеко не только высказалась в поддержку этого решения, но и предложила возродить в театрах политинформацию. В разговоре с изданием «Подъем» первый замглава комитета ГД по культуре Елена Драпеко заявила:

«В своё время я работала на киностудии “Ленфильм”, у нас была такая форма — политическая информация, когда приходили люди и рассказывали нам о событиях в мире. Это было и во время Афганской войны, и позже, и до этого. Потому что артисты живут в своём закрытом мире и общаются в основном между собой и с интернетом. Надо, конечно, с ними работать — так же, как, впрочем, и с другими гражданами».

Необходима политика государственного кнута и пряника

Понятно, что в социальных сетях мало кто остался равнодушным к этим событиям. К примеру, политолог Роман Алехин решил подвести теоретическую базу под вопрос, как поступать с людьми, которые, по его мнению, занимают антигражданственную позицию:

«…Смотрим на смыслы, которые транслируются обычно по этому вопросу: гражданин России не имеет морального права: так говорить о России, поддерживать нашего врага, заявлять, что готов сражаться на стороне врага, то есть убивать граждан России, бежать от защиты Родины и т.д.!

Давайте внимательно посмотрим: ведь все это не про закон "О гражданстве" или про Конституцию РФ, а про наше социальное ожидание от роли гражданина России, то есть - про морально-этический облик гражданина! А если мы говорим про моральный облик гражданина, то на этом поле и надо выстраивать правила, а не упираться в инструменты материального права.

Есть два пути: позитивный - когда мы создаем более комфортные условия для ответственного гражданина и негативный, когда мы чего-то лишаем безответственного.

Начну с негативного, так как к нему больше призывов, например, считаю, что правильно лишать артистов и других граждан, которые совершили поступок недостойный гражданина России, общественных и государственных наград. Здесь для меня все обоснованно, так как награда - признание гражданских заслуг, и она возвышает человека в глазах других граждан. Сюда же - реестр иноагентов, хотя очень аккуратно. Из материального разве что отказ от любого прямого или косвенного государственного финансирования деятельности таких сограждан.

Позитивные инструменты сегодня важно сделать комплексными и понятными, чтобы они включались не в отношении любимчиков чиновников, а в отношении тех, кто проявляет полезную для государства и общества гражданскую активность, выше остальных, становясь примером для социальных групп разного масштаба. Об этом уже говорят многие, но государство пока глухо к народу.

Можно более подробно все расписать и, возможно, надо это сделать, хотя, может быть, меня дополнят коллеги и читатели, но смысл в том, что морально-этические категории не корректируются законами. Закон может быть ограничителем, но не более. Необходимо создать в государстве как морально некомфортные условия для безответственных граждан, так и комфортные условия для всех остальных и особо комфортные для тех, кто делает для государства больше. Но и это не поможет - всегда будут те, кто будет жить только для себя при любых условиях…»

Пятая колонна в культуре должна быть вычищена!

А вот директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ Елена Панина выступила еще ярче:

«…Россия, с которой Запад ведёт гибридную войну, столкнулась с тем, что десятилетиями господствующая в культуре и пропаганде группа агентов влияния не принимает идею суверенитета. СВО идёт почти год, уже всё всем предельно ясно, но оказывается, что в России до сих пор организуются концерты и корпоративы для тех, кто поливает нас грязью и открыто занимается антигосударственной пропагандой.

Оказывается, концерты Валерия Меладзе в городах России расписаны до весны, билеты продавались и продаются, и лишь в одном из городов испуганные администраторы решили прекратить продажу. Лия Ахеджакова продолжала выступать в театре, хоть и в одном спектакле.

Под Новый год для корпоративного чёса из эмиграции приехали в Россию некоторые ярые русофобы, чьи имена назывались в интернете, но не стоит тут делать им дополнительную рекламу. Одиозные либералы от культуры — до сих пор на господдержке.

Да, многим отказали в концертных и сценических площадках. Но немало тех, кто продолжает благоденствовать на государственные деньги. Лишь общественное возмущение, и то не всегда, заставляет отменить решения о поддержке русофобов.

В нынешней ситуации, когда на карту поставлено существование России, необходим ряд жёстких решений в отношении Министерства культуры и его глубинного руководства. Если там не вполне руководят армией своих директоров и режиссёров, то они непригодны. А если у них двойные стандарты, то они подлежат увольнению с волчьим билетом. Нельзя сохранять ситуацию, когда в воюющей стране руководители от культуры допускают или хаос в своей епархии, или намеренные диверсии.»

А не ввести ли в спектакль патриарха Кирилла вместо Воланда?

Понятно, что в «либеральном» сегменте российских социальных сетей царит полностью противоположная точка зрения на увольнение Назарова и вообще на репрессии против оппозиционных деятелей культуры. А тем временем, вся эта дикая ситуация уже отражается на простом зрителе, который и так уже лишился за последний год очень многого. И вот спектакли с участием Назарова отменяются не только в робкой и зависимой провинции, но и в самом МХТ им Чехова. Так, зрители не увидят ближайший спектакль «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова с Дмитрием Назаровым в роли Несчастливцева. Мало того, что этот «Лес» уже стал анонимным произведением, поскольку вместо имени опального Серебренникова в афише значится стыдливо – «Режиссёр».

Та же судьба постигла и спектакль «Мастер и Маргарита», в котором Назаров играл ни много, ни мало, а самого Воланда. В сети уже появились предположения, что реплики Воланда будут распределены между его соратниками, и тем самым в спектакле появится некий «коллективный Воланд». А журналист Василий Аленин предлагает другое решение:

«Послушайте, а зачем это нужно скрепному театру? В эпоху традиционных ценностей? Для чего этот адский персонаж – Воланд? Судьба подарила Константину Хабенскому отличную возможность – играть «Мастера и Маргариту» без Воланда. Переписать пьесу и ввести вместо Воланда положительного героя – ну, вроде патриарха Кирилла. Чтобы он проповедовал настоящие ценности, сидя на скамейке у Патриарших – в шикарном облачении и с посохом в руке. 

Ход событий в пьесе поменяется. Свита Воланда сразу скукожится, а потом испарится, персонажи получат отставку (распоряжением Константина Хабенского), на их место, на сцену выйдут правильные люди с крепкими телами, выпускники школы ФСБ, со значками «Z» на лацканах курток и пиджаков. Москва повалит на представление…»

Нарисуй себе государственную зарплату!

Социальный психолог Алексей Рощин затронул глубинные мотивы решения Хабенского уволить Назарова и Васильеву:

«В обсуждение вмешался известный в прошлом журналист Евгений Додолев. Он попросил всех учесть, что зарплата худрука МХТ имени Чехова - ... (десятки) млн. руб. в год. Что, как ему кажется, полностью снимает все вопросы.

Назаров был обречен.

В девственно чистых и ничем незамутненных мозгах постсоветских обывателей все эти известия о каких-то оглушительных цифрах зарплат руководителей "бюджетных учреждений" неизменно вызывают какой-то ступор.

Этот "перекос" начался только при Путине, и носит всеобъемлющий характер, затрагивая все (!) бюджетные учреждения в стране — и школы, и больницы, и поликлиники, а также театры, университеты, техникумы, армию (!!) etc. Везде зарплатную сетку формирует... администрация самого же учреждения из спускаемого ей бюджета - и это базовый принцип путинского государства, гарантирующий его удивительную непотопляемость. И он работает, обеспечивая невероятный уровень лояльности и одновременно сервильности всего путинского "начальства" из числа "бюджетников" — при том, что "на бюджете" уже более половины всех работающих жителей РФ. Суть в том, что позиция в "руководстве" очень уж сладка, тогда как увольнение с должности директора - это буквально "изгнание из рая". Где еще ты сможешь из денег, падающих с неба, рисовать самому себе зарплату?!»