Posted 14 января 08:07

Published 14 января 08:07

Modified 14 января 08:09

Updated 14 января 08:09

Школьники в России решают домашние задания при помощи американских нейросетей

14 января 2023, 08:07
Дети быстрее взрослых осязают возможности искусственного интеллекта и призывают его себе в служение. Учеба, например - выяснилось, нейросети неплохо справляются с домашними заданиями. Результаты оцениваются учителями на четверки и пятерки, а отличить искусственного автора от живого становится сложно

Юлия Сунцова

Нейросеть ChatGPT была выпущен разработчиками 30 ноября 2022 года, и за считанные дни обрела популярность у школьников и студентов. Делать домашнюю работу с этим виртуальным собеседникам одно удовольствие. Генерируемые им сочинения впечатляюще похожи на человеческие, а уж задачки по точным наукам как орехи щелкает.

- Школьники действительно разобрались с ChatGPT за две недели. Vpn у них стоят еще со времен блокировки Тик-Тока и Инсты (соцсеть признана экстремистской и запрещена в РФ, НИ). Математические задачи, биология, химия, физика, геометрия – искусственный интеллект всё решает на ура, результаты и ответы правильные, по шагам расписана логика решений. Сочинения и выводы по прочитанному – тоже не проблема. Проверку уставшей учительницы проходят на четыре и пять, - рассказывает предприниматель из Москвы, отец троих детей Артем Субботин.

С гуманитарными науками, конечно, выходит чуть более шероховато. Но не потому что нейросеть глупа. Проблема лишь в «сложностях перевода». СhatGPT использует внутренний переводчик для запросов на русском языке, и база у него сформирована из англоязычных источников, поэтому нейросети сложно понимать контекст нашей образовательной программы. Однако тот культурный код, который уже имеется в широком доступе, к примеру, биографии писателей, присущий им стиль и художественно-выразительные средства тоже хорошо формулируются в эссе.

- Пользовалась нейросетью не раз. В декабре, к примеру, нужно было сдать работу по образам поэмы «Евгений Онегин». В то время как поиск в Google дал десятки тысяч страниц и ссылок, нейросеть предложила несколько качественных подробных статей по теме. Пришлось их немножко творчески осмыслить, так как материал был изложен сухим, канцелярским языком. Но все равно искусственный интеллект лично для меня оказался очень удобным инструментом, - рассказала «НИ» Маша Петрова, ученица 8 класса московской школы.

Так или иначе, прогресс не остановить, виртуальные помощники уже неотъемлемые атрибуты нашей повседневной жизни. Искусственный интеллект становится мейнстримом. Нейросети по первому требованию моментально преподносят ответы на все-все существующие вопросы на блюдечке с голубой каемочкой. Приведет ли это к некой деградации обучения? Сделает мышление молодого поколения еще более мозаичным? Или же, напротив, на наших глазах рождается супер-сила, способная разжевать доступнее, чем объяснит учитель, восполнить пробелы? Что думают об этом эксперты?

- Использование нейросетей для домашних заданий – это же старое-доброе списывание у одноклассника. Только в одном случае пример за ученика решает не сосед по парте, а компьютерный алгоритм (которого, кстати, и упрашивать дать списать не надо). С одной стороны, такую практику можно считать обычным списыванием с щепоткой современных технологий. Но, что интересно, вероятность ошибки у нейросетей выше, чем у отличника из класса, - говорит ,редактор диджитал агентства TexTerra Никита Шевцев.

Эксперт рассказывает, как они тестировали нейросети на выполнение различных задач, и зафиксировали ошибочность алгоритмов у искусственного интеллекта, как в интерпретации текстовых запросов, так и в конечном результате работы.

Нейросеть не присутствует на уроках, поэтому не может знать, каким образом преподаватель учит решать подобные задачи. Конечно же, ученик будет сразу заподозрен в неладном, если задачки по математике за восьмой класс будут вдруг решены через интегралы.

Эксперты обращают внимание на то, что не только ученики радуются возможностям искусственного интеллекта. Вполне возможно, что учителя будут пользоваться им даже активнее.

- Многие онлайн-школы уже обучают с использованием искусственного интеллекта. Наша компания, например, разработала тестирование, которое прогнозирует результат ЕГЭ на основе имеющихся знаний, выдает рекомендации по улучшению баллов и дает подборку задач, которые помогут достигнуть наилучшего результата. Таким образом ЕГЭ перестает быть для школьников лотереей, а учителю дает конкретный план, индивидуально по каждому ученику - над чем еще стоит поработать, - говорит основатель онлайн-школы ЕГЭLAND Александр Филатов.  

Близкая к Правительству России АНО «Национальная технологическая инициатива» в декабре 2022 года сообщила о разработке нейросетей, которые будут проверять сочинения школьников. Пилотное применение запланировано на февраль 2023. Программа будет выявлять грамматические, пунктуационные и смысловые ошибки. Применение нейросетей призвано сэкономить учителям до 20% рабочего времени.

Так живые ученики и учителя вообще могут скоро стать зрителями и посредниками в битве искусственного интеллекта самим с собой – нейросеть пишет сочинение, другая нейросеть его проверяет и выставляет оценку…

Такие технологии, конечно, делают процесс обучения более примитивным. Быстрый и легкий путь выполнить домашнее задание будет снижать качество знаний. Однако для проверки уже выполненных заданий искусственный интеллект использовать можно и нужно. Это позволит а) сэкономить время б) повысить объективность оценки, рассуждает Александр Филатов.  

- 2022 год поистине стал годом искусственного интеллекта в различных сферах. Образовательный процесс эти тенденции не обходят. Я думаю, что для способных учеников искусственный интеллект станет дополнительным хорошим инструментом, с помощью которого получится находить новые идеи, визуализировать знания, воодушевляться, делать для себя учебу более интересной. А посредственные ученики будут просто копипастить материал и ничего нового для себя не откроют. Как всегда, для конкретных учеников всё будет зависеть от их целей. Знания невозможно отдать, их можно только получить. Тем, кто к знаниям не стремится, и нейросети особо и не помогут, - говорит исследовать, бизнес-брендолог, член Гильдии Маркетологов Александра Веретено.

Рост эффективности нейросетей – это данность, которую надо принять. Давайте вспомним, как при бурном развитии телекоммуникационных систем в начале 2000-х, когда интернет становился массовым, тоже были волнения, как же огромные легкодоступные массивы информации повлияют на образование в школах, вузах. Использовать всемирную сеть всё же разрешили в учебных заведениях, в том числе для тестирований, вспоминает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

- Сам факт доступности ресурсов не добавляет ученикам знаний. Если за школьника или студента нейросеть сделала домашнее задание, которое даже не было прочитано перед отправкой на проверку, то ничего в голове у него и не останется. Что касается научной составляющей, то системы генерации научного текста существуют достаточно давно, но пока никаких особых прорывов и не случилось. Научные открытия сами по себе тоже пока что сгенерированы нейросетями быть не могут. Действия ученых- разработчиков технологий прежде всего направлены на облегчение выполнения задач в целенаправленной человеческой деятельности, а не на замену человека машиной, - говорит Сергей Гатауллин.

- Я – не профессионал в области нейросетей, но как у профессионала в области образования моя позиция очень проста. Искусственный интеллект, любая цифровая коммуникация – это только орудие, культурный инструмент для овладевания той или иной реальностью. Когда в СССР, например, появились шариковые ручки, ими запрещали пользоваться в школах. Аргументировали тем, что все эти нововведения убивают правописание. Вот те, кто сейчас начнут бороться с нейросетями, будут выглядеть точно также нелепо, как запрещатели шариковых ручек, - говорит педагог, доктор психологических наук, академик Российской академии образования Александр Асмолов.

Однако прецедент по запрету нейросетей в обучении уже создан в США. "Из-за опасений негативного воздействия на обучение, а также опасений по поводу безопасности и достоверности генерируемого системой контента" доступ к ChatGPT был ограничен государственными регуляторами в школах Нью-Йорка.

Недавний опыт американских регуляторов и научного сообщества по запрету использования нейросетей при выполнении домашних заданий и написания научных статей свидетельствует о серьезной обеспокоенности относительно применения подобных технологий в науке и образовании, однако только запретительные меры в этом случае не помогут.

«Хотя инструмент может дать быстрые и простые ответы на вопросы пользователей, он не развивает навыки критического мышления и решения проблем, которые необходимы для академического успеха и успеха на протяжении всей жизни» – объясняет представитель министерства образования США Дженна Лайл.

«Люди говорили то же самое о Google 15 или 20 лет назад, когда студенты могли "найти ответы в Интернете". Мы научили целое поколение детей бороться за оценки, а не за знания, и если для вас важен лишь итоговый балл, то ChatGPT, конечно, является серьезной угрозой» – прокомментировал учитель истории из Нью-Йорка Адам Стивенс.