Об этом в интервью изданию «Вести Образования» заявила академик Российской академии образования Марьяна Безруких.
По мнению академика, которая более 50 лет занимается исследованиями в области возрастной физиологии и психофизиологии, изучает когнитивное развитие детей на разных этапах онтогенеза, когнитивные основы обучения, проблемы развития и школьные трудности, условия, в которых живут современные школьники, это постоянный «рост нагрузки, вал новых предметов, аттестаций, цифровизация, интенсификация, инновации, ни в одной из которых не были просчитаны риски для здоровья…»
Марьяна Безруких отметила, что сегодня «о ребёнке думать некогда, да и некому», потому что высшее педагогическое образование стало за последние десятилетия «узко предметным».
«Почему-то и кто-то решил, что знания о закономерностях роста и развития, современные знания о развитии мозга и когнитивной деятельности педагогу не нужны – и исключили возрастную физиологию из числа обязательных дисциплин в педвузах», - рассказала академик.
Результат, по словам Марьяны Безруких, плачевный: более 90% педагогов всех уровней образования не имеют представления о познавательной деятельности ребенка и развитии мозга, а верят в мифы, о чём свидетельствует популяционное исследование 2019–2020 годов, в котором приняли участие более 60 тысяч педагогов в 10 регионах России.
«…Мы не знаем реальных данных о состоянии здоровья наших детей, если говорить о стране, а не об отдельных исследованиях в отдельных регионах. Так устроена наша медицинская статистика, по которой данные о состоянии здоровья детей разделены на две группы: дети от 0 до 14 лет (?!) и дети от 15 до 18 лет. Можно ли доверять таким данным и ориентироваться на них, если там смешаны грудные младенцы и подростки? Конечно, нет. Больше того, Евгений Ямбург (Заслуженный учитель РФ, - прим. «НИ») говорит о нарушениях психического здоровья, которые на первом месте, а по статистике у нас все не просто хорошо, а прекрасно, и никаких проблем нет. А если проблем нет, то и делать ничего не нужно.
Состояние здоровья наших детей – серьезнейшая проблема, проблема не новая, давно появившаяся.
Я начала работать в Институте возрастной физиологии РАО в 1973 году, ровно 50 лет назад, и тогда же был создан координационный совет по здоровью школьников. Первые исследования, в которых я принимала участие, были посвящены углубленному изучению состояния здоровья и учебной нагрузки школьников.
Уже в середине 70-х эти исследования показали, что нагрузка чрезмерная и превышает все установленные нормативы; за последние 50 лет нормативы допустимой нагрузки увеличили, а состояние здоровья более чем 70% детей вызывает тревогу.
Результаты этого большого исследования стали основой постановления правительства о «перегрузке» и решения «разгрузить программы». Но, как всегда, решения принимаются быстро, и реакция на них должна была быть быстрой – что-то сократили, что-то переставили, но по сути ничего не изменилось», - отметила Марьяна Безруких.
Академик также ответила на вопрос о том, в каких случаях стоит рекомендовать перевод ребенка на семейное образование.
«Отсутствие контакта с учителем, унижение, трудности обучения – основание для анализа ситуации и поиска путей ее разрешения. Может ли это быть основной причиной перехода на семейное обучение? Думаю, нет. Эти проблемы типичны, и их можно решить в обычной школе. Для перехода на семейное обучение должны быть условия, возможности, желание ребенка, а не только решение родителей. Стоит взвесить все «за» и «против».
В то же время семейное образование, на мой взгляд, хороший вариант щадящего обучения – при условии, если оно выстраивается для ребенка и в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Не могу согласиться, что оно ограничивает социализацию ребенка и растит интровертов. Разумеется, если оно выстроено разумно и рационально, и учат детей квалифицированные педагоги, а не всезнайки-родители. Знаю семейные и частные школы, где в небольшом классе складывается очень дружный коллектив, да и в обычном классе школы все со всеми тоже не дружат и совсем не редкость, когда в классе у ребенка друзей нет, но есть друзья в секциях, кружках, школах искусств, которые он посещает. Семейное образование не сужает, а расширяет возможности дополнительного образования», - рассказала Безруких.
Кроме того, Марьяна Безруких коснулась темы поступления в школу детей в возрасте шести лет.
«Острых дискуссий на эту тему нет, но родители советуются со специалистами и не бегут в школу, едва ребенку исполнится шесть лет. Во-первых, потому, что законом определен не только нижний порог школьного обучения – 6,5 лет, но и верхний – 8 лет.
Во-вторых, многие современные родители – это шестилетки 90-х, испытавшие на себе стресс раннего обучения. Поэтому довольно часто ведут своих детей в школу в 7–7,5 лет».
Напоследок академик затронула проблему конфликтов и скандалов в семье, которые происходят на политической почве.
«Вне зависимости от политической ситуации и в наших семьях, и, к сожалению, в школе много грубости, нетерпения, непонимания, агрессии. Все это стрессовые ситуации, которые мешают развитию ребенка, его обучению, создают почву для нарушения физического и психического здоровья.
Эти нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, не позволяя активно и успешно жить и работать. Взрослые должны это знать и помнить о своей ответственности. Возможно, нужно больше и чаще об этом говорить, учить родителей, помогать им. Тогда детям будет легче».