Александр Сычев
Тайные поставки начались, якобы, в ноябре прошлого года. Редакция журнала разводит руками – Анкара и Киев не ответили на запрос журнала, обратившегося за подтверждением.
Причиной повышенного интереса американских журналистов, а также молчания официальных лиц может быть то, что снаряды, подобные турецким, запрещены Конвенцией по кассетным боеприпасам, заключенной в 2008 году. В мире более 80 стран имеют значительные их запасы, 16 производили или продолжают выпускать, и далеко не все подписались под документом. По данным на 2022 год к Конвенции присоединились 123 страны мира.
Особое внимание этим боеприпасам мировая общественность уделила потому, что они совсем не избирательны и представляют серьезную опасность для гражданского населения как в ходе военных действий, так и после их завершения. Опасность их в том также, что они отличаются несовершенством используемых взрывателей. По данным производителей, вероятность несрабатывания взрывателей доходит до 5%, а вот саперы, которым потом приходится искать и обезвреживать затаившиеся мини-бомбы, говорят о 30%.
Неразорвавшиеся бомбочки могут ждать свою жертву многие годы. Одно время американские производители окрашивали их в яркие цвета, чтобы саперам проще было их находить. Но благое намерение на деле оказалось ловушкой – красивые «игрушки» размером с батарейку D стали подбирать дети. После окончания войны в Лаосе, например, десять тысяч детей были убиты или искалечены окрашенными суббоеприпасами кассетных бомб.
Кассетный снаряд для 155-миллиметровых гаубиц в Турции производила Корпорация механической и химической промышленности (MKE). Другой крупный турецкий изготовитель оружия компания Roketsan специализировалась на производстве ракет TRK-122 для 122-миллиметровых артиллерийских систем, которые также начинены суббоеприпасами DPICM.
Снаряд DPICM турецкого производства калибра 155 миллиметров содержит 88 суббоеприпасов. Это небольшие бомбы с детонаторами, которые при подлете к цели выстреливаются из корпуса снаряда с помощью пиропатрона. После этого бомбы разлетаются по площади в несколько сотен квадратных метров и на небольшой высоте подрываются, рассеивая множество поражающих элементов. Это оружие крайне эффективно для уничтожения множественных целей – живой силы противника в траншеях или в местах скопления, транспортных средств, взлетно-посадочных полос, линий электропередачи.
В Вашингтоне за их передачу Украине ратуют многие «ястребы». Боеприпас уже давно бы отправили в Украину, если бы в свое время США не взяли на себя обязательство не передавать свои кассетные боеприпасы другим странам. Но сторонники передачи этого оружия Киеву продолжают настаивать: кассетные боеприпасы, запасы которых на американских складах достигают трех миллионов штук, необходимы для уничтожения российских линий окопов, тем более что хранилища с обычными артиллерийскими снарядами с высоким содержанием взрывчатых веществ уже почти опустели.
«Каждый четвертый артиллерийский снаряд кого-то убивает, — рассуждал недавно Ден Райс, президент компании Thayer Leadership и, по совместительству, военный советник министра обороны Украины. – Я думаю, что DPICM, возможно, убивает в 20 раз больше. Так что, каждый выпущенный вами (украинцами) снаряд убьет десять русских. Вы увидите эффективность DPICM, что также повлияет на моральный дух русских».
Отправляет Турция боеприпасы DPICM или нет, станет достоверно известно, когда на Донбассе найдутся неразорвавшиеся кассетные снаряды. А до тех пор в этом сообщении вашингтонского журнала больше выпирает политическая составляющая поднятой темы.
Дело в том, что Турция входит в число стран, которые не подписали Конвенцию. Однако в 2021 году Анкара дала обещание не использовать кассетные боеприпасы. Это обещание содержалось в письме, направленном президенту Конвенции по кассетным боеприпасам. В нем турецкие власти заявили, что с 2005 года не использовали, не производили, не импортировали и не передавали кассетные боеприпасы, а также не намерены делать это в будущем.
С учетом того, что Турция поддерживает торговые отношения с Россией, русский газ получает, не отказалась от русской системы ПВО, воспротивилась вступлению Швеции и Финляндии в НАТО и, вообще, по многим вопросам печется, прежде всего, о собственных интересах, периодически вызывая гнев в Вашингтоне, неподтвержденное сообщение о кассетных бомбах выглядит довольно подозрительно. Похоже, Анкаре в очередной раз решили напомнить о ее месте и заодно подбросить России повод для недовольства и обиды. Смотрите, мол, Турция поддерживает неплохие отношения с Москвой, а сама поставляет киевскому режиму беспилотники, бронемашины, а теперь даже кассетные боеприпасы.
Но, нельзя исключать и того, что вброс этой информации может служить прикрытием для отправки кассетных боеприпасов из любой другой страны. США, например, или Швеции. А поднимется шум, всегда можно сделать непонимающее лицо и показать пальцем на Анкару. Кто будет разбираться в маркировках, штемпелях и прочем. Не наше, и все.
Кстати, к шведам Киев тоже обращался с запросом поделиться 155-миллиметровыми кассетными снарядами BONUS, а также боеприпасами малого диаметра, которые можно запускать системами HIMARS. Шведский BONUS был разработан компанией Bofors, которая теперь принадлежит корпорации BAE Systems, в сотрудничестве с французской Nexter. Он предназначен для дальнобойной артиллерии и может быть направлен против бронетранспортеров, боевых машин пехоты и, конечно же, солдат.
Впрочем, исключать правдивость информации о турецком негуманном оружии в Украине, тоже нельзя. Приличные отношения с Москвой не мешали ей отправлять оружие в зону конфликта.