Posted 13 января 2023, 12:24

Published 13 января 2023, 12:24

Modified 13 января 2023, 12:28

Updated 13 января 2023, 12:28

Нервы или лицемерие? Западные студенты уже боятся русской культуры

13 января 2023, 12:24
Молодые шотландцы утверждают, что не могут читать сцены насилия, описанные в русской классике, ни даже смотреть русский балет

Историк русской литературы и культуры Евгений Добренко поделился в своем блоге на первый взгляд странной новостью, опубликованной в популярном британском издании The Telegraph:

«В Абердинском университете (Шотландия) считают, что смерть Петрушки в одноименном балете Игоря Стравинского может шокировать студентов; теперь в описании балета дается предупреждение о том, что он содержит «сцену смерти (путем нанесения ножевого ранения), хотя рассматриваемый персонаж является марионеткой».

По этому поводу Добренко пишет: «Почему-то меня она не удивила и даже не показалась забавной в своей очевидной нелепости. В течение 22 лет свой английской педагогической карьеры я мог наблюдать экспонентный рост чувствительности студентов. Вспоминаю самые дикие истории от вполне невинных - у Бабеля в «Конармии» или в «Колымских рассказах» Шаламова слишком много насилия - невозможно читать. До совершенно анекдотичных. Последний был от студентки, которая написала, что не может писать о фильме «Александр Невский» потому, что там невероятное насилие и у нее началась депрессия и панические атаки. Попробуйте не замените текст. Пойдут жалобы декану и еще извинений потребуют. Не помню, когда у меня от их чувствительности началась депрессия, но она до сих пор не прошла. В странном мире мы живём: на одном полюсе - общества, пронизанные брутальностью и насилием, а на другом - такие хрупкие, что кажется, что они родились и живут в вате…»

Впрочем, как утверждает писатель Алексей Макушинский, тоже преподающий российскую словесность, но в Германии, пока это, по всей видимости, чисто английская проблема:

«В Германии все же до такого не доходит, по крайней мере, я ни с чем подобным не сталкивался. Мои студенты и Бабеля, и Шаламова читают как миленькие.»

Правда, преподавательница из канадской Оттавы Татьяна Смолярова призналась:

«А я в прошлом году впервые побоялась показывать запись балета с Петрушкой-Нуреевым на курсе «театральность и зрелища в истории русской культуры» из-за того, что там злодей - Мавр.»

Читатели блога выдвинули по меньшей мере две версии, которые объясняют это странное, на первый взгляд, явление.

Аналитик Антон Авраменко считает, что это следствие того, что в западном мире стало меньше насилия:

«Справедливости ради в "Александре Невском" живьем младенцев в костер кидают. А так ведь и в повседневной жизни насилия меньше стало. Раньше и щенков топили каждый год, и кур рубили, и каждый второй мужчина воевал и убивал, и каждую вторую женщину били или насиловали. Поэтому и насилие в искусстве особо никого не шокировало…»

А Олег Кузницин уверен, что это все от лицемерия:

«А мне кажется, что декларативно-нарочитый, чаще всего абсурдный, протест против насилия есть этакая самопрезентация и само-причисление себя к добру. Как бы протестую, значит хороший (шая). Этакое алиби. При этом банального зла, чинимого ежедневно можно и не замечать. По мелочи, причиняя боль близким…»