Posted 13 января 2023,, 12:09

Published 13 января 2023,, 12:09

Modified 13 января 2023,, 12:11

Updated 13 января 2023,, 12:11

На Алтае нашли следы таинственно исчезнувших доисторических людей

13 января 2023, 12:09
Фото: remotelands.com
Палеонтологи проанализировали геномы древних людей, живших на Алтае. В прошлом именно здесь, на перекрестке миграций между Северной Сибирью, Центральной Азией и Восточной Азией, были найдены первые свидетельства существования денисовцев – вымерших родственников современных людей.

Немецкие палеогенетики обнаружили следы ранее неизвестной группы охотников-собирателей, которые жили в Сибири более 10 000 лет назад, сообщает LiveScience. Кроме того, они выяснили, что генетически эта группа была связана с шаманом, который жил около 6500 лет назад в 1500 километрах западнее от них.

Известно, что территория, простирающаяся от западной до северо-восточной Сибири, сыграла ключевую роль в распространении людей по земному шару. Первые люди, прибывшие в Америку самое позднее 13 000 лет назад, попали сюда через Берингию – сухопутный «мост», некогда соединявший Северную Азию с Северной Америкой и впоследствии затопленный Беринговым проливом.

Однако генетический состав людей, которые жили здесь в те времена, известен плохо из-за того, что останки доисторических людей с достаточным для изучения количеством ДНК в этом регионе чрезвычайно редки. Авторы нового исследования проанализировали 10 геномов древних людей, часть из которых жили 7500 лет назад на Алтае. В прошлом именно здесь, на перекрестке миграций между Северной Сибирью, Центральной Азией и Восточной Азией, были найдены первые свидетельства существования денисовцев, которые наряду с неандертальцами являются ближайшими вымершими родственниками современных людей.

Ранее неизвестная группа охотников-собирателей, обнаруженная на Алтае, происходила от двух различных популяций, которые жили в Сибири во время последнего ледникового периода. Их ДНК найдена во многих более поздних сообществах по всей Северной Азии начиная с бронзового века. Исследователи также обнаружили, что за последние 5000 лет люди переселялись не только из Евразии в Северную Америку, но и обратно: гены из Нового Света достигли Камчатки и центральной Сибири.

Еще одним любопытным открытием оказалось то, что останки шамана, найденные в пещере Нижнетыткескенской на Алтае, – он был обнаружен с соответствующей одеждой и артефактами, – генетически связаны с популяциями на российском Дальнем Востоке, жившем в 1500 км. «Это означает, что люди с очень разными [генетическими] профилями жили в одном и том же регионе, – сообщают ученые, – Его погребальные принадлежности отличаются от других археологических памятников, что подразумевает мобильность как культурно, так и генетически разнообразных людей в Алтайском регионе». Есть вероятность, что этот человек был странствующим религиозным практиком или целителем.

В любом случае, группы людей в доисторические времена были взаимосвязаны теснее, чем считалось ранее. Это значит, что миграции и скрещивание между разными популяциями для древних охотников-собирателей были не исключением, а нормой.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.