Posted 11 января 2023, 09:03

Published 11 января 2023, 09:03

Modified 11 января 2023, 09:05

Updated 11 января 2023, 09:05

Вопрос дня: поставит ли Запад Украине вслед за ракетами боевые самолеты?

11 января 2023, 09:03
Министерство обороны США объявило о готовности передать Украине четыре тысячи ракет воздушного базирования Zuni, однако самолетов в украинских ВВС для них явно недостаточно

Александр Сычев

Эти ракеты пригодны для стрельбы как по воздушным, так и наземным целям. Оснастить ими предполагается украинские истребители МиГ-29 и вертолеты Ми.

Неуправляемую ракету диаметром 127 миллиметров окрестили Zuni, по названию индейского племени, проживающего на территории штата Нью-Мексико. В середине прошлого века ее разработкой занялась компания Hunter-Douglas, входившая в Bridgeport Brass Company. Сегодня производством ракет занимается корпорация MBDA.

Первоначально ракета была неуправляемой. В 1957 году приступили к ее производству, и она получила широкое распространение в военно-воздушных силах США и ряда стран.

В начале 2000-х годов ракету решили оснастить системой наведения. Неуправляемая Zuni собирается из модулей, что позволяет использовать различные типы боеголовок и взрывателей. Конструкторы решили добавить лазерный блок наведения. Так появился многоцелевой боеприпас, который можно использовать против воздушных и наземных целей.

В 2010 году состоялся первый запуск модифицированной ракеты Zuni, оснащенной лазерной системой наведения. С тех пор управляемый вариант ракеты демонстрируется на всех международных выставках вооружений, привлекает внимание специалистов, но покупать пока никто не спешит, хотя неуправляемые Zuni есть в арсеналах многих стран.

По сути дела, сегодня ракета существует в двух ипостасях: управляемой и неуправляемой. Отличаются они только наличием лазерного блока наведения WGU-58/B, который при необходимости можно легко установить на неуправляемую ракету. При этом в самом самолете или вертолете никакие изменения не требуются.

В США ракета совместима с любыми самолетами, которые допущены к работе с неуправляемыми ракетами в пусковой установке LAU-10. В список допущенных входят, в частности, боевые самолеты AV-8B Harrier, F/A-18 Hornet, F-16, вертолеты AH-1 Cobra, береговые патрульные самолеты P-3 Orion.

По утверждениям американских специалистов, приладить Zuni к советским носителям не представляет никакой сложности, тем более что узел подвески для противорадарных ракет AGM-88 HARM уже разработан.

Общая длина и вес ракеты зависят от характера боеголовки. Стандартная боеголовка Mk-24 GP имеет длину 48 сантиметров, диаметр – 133 миллиметра и вес – 22 килограмма. Боеголовка Mk-32 с кумулятивным зарядом для уничтожения бронированных целей имеет длину 76 сантиметров, диаметр – 133 миллиметра и вес – 20 килограммов. Вообще ракета может быть оснащена любыми типами боеголовок, включая фугасные, двойного назначения, осколочные, осветительные, дымовые, зенитные... В среднем вместе с блоком управления Zuni весит около 70 килограммов, а ее длина достигает 2,8 метра.

Пуск производится из круглого контейнера LAU-10, в котором помещается четыре ракеты. Для запуска требуются 28 вольт бортового напряжения и система лазерного наведения и управления WGU-58/B, которая крепится в передней части ракеты. В хвостовой части размещены раскладываемые в полете Х-образные рули.

Используемый твердотопливный двигатель обеспечивает максимальную скорость около 2600 километров в час и дальность стрельбы восемь километров.

Наведение осуществляется по лазерному лучу. Обнаружение целей должна обеспечить разведка, а наземные подразделения или разведывательный беспилотник – подсвечивать лазером. Самолет-носитель входит в зону пуска, производит захват помеченной цели и запускает ракеты. По американским данным, круговое вероятное отклонение Zuni не превышает 1,5-2 метра. Стрелять можно как по стационарным, так и движущимся целям.

Четыре тысячи высокоточных ракет – немалый арсенал. При достаточном наличии носителей они способны оказать заметное влияние на ход военных действий. Однако, как раз с носителями у вооруженных сил Украины существуют проблемы.

После распада СССР Украине досталась самая мощная боевая авиация, насчитывавшая больше тысячи единиц. К моменту начала специальной военной операции их количество, ввиду объективных обстоятельств старения и выхода из строя, сократилось до 70.

К настоящему моменту точных данных не существует. По западным источникам, в распоряжении ВВС Украины находится около двух десятков самолетов и какое-то количество вертолетов, но в исправном состоянии – существенно меньше.

Для такого количества исправных авиационных носителей отправляемый американцами арсенал ракет Zuni явно избыточен. Разительное несоответствие может означать только то, что в самое ближайшее время в украинской авиации ожидается пополнение.

Речь может идти о советских МиГ-29 и Су-27, которыми все еще владеют некоторые страны Восточной Европы. Впрочем, нельзя исключать и появления американских F-16. Киев давно их просит. К тому же, проскакивали сообщения, что украинских пилотов и технический персонал уже учат некоторое время управлять ими и ремонтировать. Если поставки самолетов будут осуществлены, то вооруженные высокоточными ракетами, они могут стать серьезной угрозой.

Подпишитесь