Вера Соколинская, блогер (Санкт-Петербург)
Пока в Европе явное потепление, у нас — маленькое оледенение. Рекордные морозы.
Вот подруга вернулась из очередной поездки по глубинке. Есть, есть те герои, кто любит е-ня, где не ступала нога столичного сноба, куда не добрались самокаты и латте. Одни экзотику по Азиям и Африкам собирают, а некоторые смакуют здешнюю, доморощенную. Ох, ядрена, твою маман. Наша Нигерия в снегах - для сильных духом, я вам скажу, а на этот раз еще в 30 мороза!...
Удачно съездила! - в смысле, вернулась:) А другой автобус (надо ж, любителей этого дела аж на 2 автобуса набралось!) - замерз и застрял. МЧС оледеневших пассажиров эвакуировало в ближайший, назовем его так, отель — получили полное погружение в родную почву.
Ведь мы, в столицах, не знаем своей страны. Да и путешествовать по ней во всех смыслах дороже, чем по парижам.
Мы летом как раз проезжали этот городишко. Взяли тогда мужа на слабО, мол, не проехать…. Проехали, конечно, но муж зарекся убивать любимого субарика. Да... дорог туда нет, как туда население попало не ведомо, - отступающим ледником занесло:)
И вот, по зимнику, аки в старину, даже туристические автобусы рискуют. (Меня больше всего поражает, что набирают они столько любителей… как бы помягче, родных руин в заповедных (весях). Вот, какие чудеса изоляция в купе с бесконечными праздниками-то творит!)
Кудряво люди там живут, героически! Хвастаются, мол, такой агрегат у нас чудесный есть: работает на всем, что сумели добыть, пар дает и электричество. Ибо хоть их недавно к ЭС подключили, но именно в морозы оно произвольно самоотключается. А туда в топку хошь дрова, хошь сено — и вона как хреначит.
Мне для понимания Родины много дала Африка, но и в нашей глубинке понимаешь, что вольно нам книжки читать да недовольства властью высказывать, а там все ресурсы на выживание идут. Про газификацию не слыхали, электричество «в основном» уже есть, «местами условная канализация» (это Таня углубилась в тему — термин хорош! Значит, что бараки, которые при заводе строились, как бы к чему-то подключали… но это условно:), ну и за водой в колодец, ежели не замерз.
Два противоположных стереотипа: один, что без цивилизации люди лучше (от индейцев Купера до наших деревенщиков); другой — что только цивилизация и усмиряет зверя (от Голдинга до «Плота «Медуза»). Оба ошибочны, как любое упрощение. Одно и то же одних делает лучше, других — хуже. И страдание, и образование, и экстрим выживания. Согласна с Довлатовым, обе стороны зоны взаимозаменяемы. «Люди ярко живут по обе стороны среднего образования» (Жванецкий).
Просто в столицах больше условностей и разобщенности, в глубинке — все на виду.
Все Левши, Леди Макбет всех уездов, очарованные странники— Лесков ведь - наш Джек Лондон, а Дикий Запад у нас повсюду, куда жд не дошла. Тут тебе и подвижники, и сумасшедшие мечтали циалковские, и «глубинный народ», и власть тьмы. Что одним тупость деревенской жизни, то другим — мудрость и возвращение к истокам.
Тут тебе и заячий тулупчик, тут тебе и «В овраге». И душевная чистота, и беспробудное пьянство. Разве что без фатализма противоположностям никак.
Пушкинская «Метель»: вот вам европейский романтизм по-русски! Дороги замело, обвенчали черте с кем — жизнь вносит коррективы:) И что с этим, кроме как смириться и приспособиться, поверить в неисповедимость путей?
«Так уж исстари ведется, дуракам лишь клад дается. Ты ж хоть лоб себе разбей, не получишь трех рублей! - это вам даже Чичиков подтвердит.
Таня рассказывала, 50 км ехали 3 часа, но водитель совсем не подготовился. Она, женщина опытная, спрашивала: уверены, что дизель ваш заведется — он, по-мужски самоуверенный, мол, не Ваша бабско-пассажирская забота. Не укрыл мотор одеялком-то! Ловил на утро окрестные Нивы… А и когда удалось тронуться, не то, чтобы поехали…
Транспорта, окромя машины, нет. Дорог нет. Газа нет. Связь местами. Удобства во дворе. Дрова в лесничестве, вода — в колодце. (А на Белом море так и вовсе привозная!!!, в Архангельской области — ни интернета, а местами и телефона).
И история там тоже не совсем та, к которой мы в столицах привыкли. Про фино-угров, карелов, эстонцев да «пришедших славян», про ушкуйников-новгородцев (я слово «ушкуйник» слышала еще от архангельской бабушки, по контексту понимала — рэкет, по-нашему. Ан, ушкуями корабли новгородцев назывались. Вот вам и корни:). Про русскость я вообще молчу — скользкая тема.)
Мчишься на Сапсане мимо каких-то занесенных полустанков, Господи, - думаешь, - и тут люди живут! А увидишь, как живут — в еще большем удивлении. Вот тебе и одна страна, и даже век один. Как в любимой Архангельской области Тане ответили, когда построено — в 70-х; «А век?..»:) Да, в сущности, любой:)
«А из удобств? - Балкон» (это из Пинеги).
На этот раз Таня порадовала: «Ты что, -говорит, - там цивилизация, 2 Пятерочки и заводик еще теплится», ну, если сразу две Пятерочки — тады ой:)
Не преодолели мы пропасть европейской культуры городов и народного быта; нынешние дворяне о французском не слыхали, только что костюмы итальянские носить научились, а на просторах - от крепостных до колхозников — только что портрет в красном углу поменялся да церковь на время стала клубом, а потом — обратно). Что во времена Пушкина, народников, деревенщиков — сейчас просто блогеры так далеко не ездят.
Все свои фантазии про этот затерянный в просторах народ рассказывают, а он как молчал во времена Тургенева, так что-то про себя и думает до сих пор. И все века — рябь на поверхности океана. Разве только обмелел. Так в небытие и уйдет под противоположные росказни о себе.
С такими интересными людьми дружу, что есть соблазн пересказывать их истории (а то они же все делом занимаются, а не выкладывают urbi et orbi, как я, все что в голову приходит. А мне в память многое западает и живет там своей жизнью).
Машины рассказы про ее хэлперство в Неваде, например. Ну, совсем же не так я себе Америку представляю (чертовски хочется сравнить:)
С одной стороны, такие вкусные истории — ведь пропадут в известности очень узкому кругу! С другой — как бы нехорошо испорченным телефоном, мол, мне Миша напел:)
Под Танины морозные рассказы вспомнила Машины про баню в 70-х: когда в экспедиции городские девчонки пошли помыться, а тетки прямо выскакивали в возмущении. Начальник экспедиции сокрушался, что не предупредил: Вы, небось, разделись? - Конечно, баня же, женский день. А там все в трусах мылись…
У другой подруги над городской бабушкой смеялись в деревне, что девки-то в штанах — кроме них, никто белья не носил. Что уж до принципов. Когда у нас два санузла в квартире, а у других — выгребная яма во дворе.
«Россия – ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек». А ведь лихой и поделиться может последним от лихости, и зарезать, - не угадаешь. А ледяная пустыня — это да, это уж точно. И чем дальше — тем пустыннее.
Фото современное, не мое (у меня все летние), но стоит только отъехать чуть...
Оригинал в блоге автора