Виктория Павлова
Москвичи привыкли гордо заявлять, что столица кормит бедную провинцию. Эта вера в спасательную миссию основана не на пустом месте, а в том числе на заявлениях мэра Сергея Собянина. Выступая на мероприятии Российского общества «Знание» осенью 2021 года, он указал, что Москва является крупнейшим донором страны и обеспечивает 60% трансфертов всем регионам России. Складывается впечатление, что без Москвы все с голоду помрут. «Новые Известия» решили проверить эти слова, а заодно разобраться, кто будет главным кормильцем страны в 2023 году. Для этого мы обратились к статистике ФНС и посмотрели по каждому региону в отдельности, сколько они отправили денег в федеральный бюджет, а сколько оставили себе в первом полугодии 2022 года и в первом полугодии 2021 года.
Но прежде стоит отметить, что 2022 год выдался крайне тяжёлым для федерального бюджета: по заявлению министра финансов Антона Силуанова, дефицит составил 3,35 трлн рублей. Больше за всю историю современной России дефицит был лишь в ковидном 2020 году. И это ещё при том, что доходы по итогам года выросли на 2,8 трлн рублей. Ключевую роль в формировании этих доходов сыграли налоги. По данным ФНС, в первом полугодии 2022 года (это самые актуальные данные, за весь год статистики ещё нет) налоговые поступления в федеральный бюджет составили 9,8 трлн: они более чем на треть превысили показатели 2021 года.
Зарабатывает Россия, тратит - Москва
Бюджетная система России так устроена, что каких-то особых платежей в федеральный бюджет, которые потом распределяются по регионам, нет. Есть только налоги, кторые падают в общий котёл, а дальше их распределяет на разные цели Минфин. Основу отчислений в федеральный бюджет составляют НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и отчасти налог на прибыль компаний.
В 2021 году заявление Собянина буквально о «кормлении» страны столицей было недалеко от истины: Москва по итогам первого полугодия перечислила в федеральный бюджет почти 981 млрд рублей, это 13,6% от всех налоговых сборов. Впереди был только нефтеносный Ханты-Мансийский автономный округ, который перечислил 1,56 трлн рублей. Но уже тогда Москва отставала от главного «кормильца» более чем в полтора раза.
В первом полугодии 2022 года совокупные налоговые сборы в Москве из-за разрушенных внешнеторговых связей, осторожности предпринимателей и потребителей в условиях СВО сократились, но незначительно. Спад составил менее 2%. Так что же, Москва всё ещё остаётся кормилицей земли русской? Как бы не так! Отчисления в федеральный бюджет сократились на 28% или 274,7 млрд рублей, а вот поступления в городской бюджет выросли на 231,9 млрд и составили 1,57 трлн рублей. Вот так средства незаметно перетекли из общего кошелька в кошелек Москвы.
Доля Москвы в федеральном бюджете сократилась до 7,2%, зато в консолидированном бюджете субъектов РФ выросла до 22%. А ведь в Москве проживает даже по оптимистичным оценкам с учётом незарегистрированных приезжих порядка 10% от всего населения страны, которые к тому же, как отмечает президент Фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков, практически не занимаются реальным производством товаров.
- Москва – это финансово-операционный центр страны. Она продуцирует какую-то маржу, но она по большей части или просто спекуляционная или зависит от финансового сектора. Большая доля бюджета Москвы формируется за счёт малого и среднего предпринимателей с арендой и строительного бизнеса с продажей недвижимости.
Как видно, конкурентов у Москвы по способности набивать собственные карманы практически нет. Санкт-Петербург показал не меньший рост, но на то есть причина: в северной столице теперь прописан «Газпром». И даже с учётом многомиллиардных налогов отстаёт от Москвы в абсолютных цифрах в 3 раза. По мнению Ильи Гращенкова, вряд ли власть будет стремиться что-то изменить в таком раскладе.
- Москва – это государство в государстве, и поэтому сложно отойти от политики, при которой столица отличается от остальной России. Прежде всего переизбытком средств. Если Москва будет оставлять себе столько же средств, сколько и другие регионы, но возникнет рост недовольства, которое будет интерпретировано властями иначе нежели недовольство в регионах.
И кто здесь теперь кормилец?
Но раз кто-то сэкономил, значит кто-то другой заплатил больше. По объёму отчислений в федерльный бюджет Москву в первом полугодии 2022 года обогнал не только Ханты-Мансийский АО, но и Ямало-Ненецкий АО. ХМАО пополнил государственную казну на 2,62 трлн рублей (в 3,7 раза больше, чем Москва), а ЯНАО – на 1,23 трлн рублей. Эти два региона, богатых нефтью, обеспечили почти 40% налоговых поступлений федерального бюджета. Вот, кто на самом деле кормит регионы. А не Москва.
ХМАО и ЯНАО, живущие за счёт нефти, были обречены на увеличение налоговых сборов в пользу федерального бюджета, поскольку в январе-июне 2021 года 1 баррель марки Urals стоил $63,35, а в январе-июне 2022 года – $84,09. В итоге ХМАО в федеральный бюджет отправляет в 12 раз больше средств, чем оставляет себе, а Москва – оставляет себе в 2 раза больше, чем отдаёт федеральному центру. Но они не единственные, кто увеличил отчисления в федеральный бюджет. В ТОП-10 спонсоров федерального бюджета вошли даже такие небогатые регионы как Самарская область, Пермский край и Оренбургская область. Может там прошла промышленная революция и заводы из этих регионов, включая «АвтоВАЗ» завалили рынок востребованной продукцией? Увы, нет. экономист и профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Наталья Зубаревич поясняет, что чуда не случилось.
- Всё, как обычно. Возросшие отчисления объясняются только подорожавшими нефтью и газом, которые добывают в этих регионах. Даже гособоронзаказ не мог так повлиять на финансы. Он сказывается в основном на НДФЛ, который идёт в региональный бюджет.
Нефтью единой…
Россия держится не на Москве, а на регионах с нефтью. В Самарской области за год добывают порядка 16 млн тонн нефти – совсем немного в масштабах России, но даже такие показатели дают существенную прибавку для бюджета. Только расчёт на то, что нефть обеспечит светлое будущее, ошибочен. В этом уверен главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
- 2022 год был последним годом, когда были высокие цены на нефть, а самые тяжелые санкции в отношении российских энергетических товаров тогда только начинали вступать в действие. Основные санкции по нефти и нефтепродуктам начнут работать с 5 февраля 2023 года, когда эмбарго вступит в силу. Финансовая база центра ослабевает, но и регионы будут получать меньше средств. Для компенсации потерь (объёмы добычи тоже сократятся, вице-премьер Новак даёт по нефти оптимистичную оценку снижения добычи на 5-7%) было принято решение увеличить НДПИ в 2023 году. Эта мера немного сгладит проблему, но не решит ее. Это как замкнутый круг - повышаешь НДПИ, это увеличение налоговой нагрузки, это угнетающе действует вообще на бизнес, и по газу то же самое - увеличение налоговой нагрузки в то время, когда идет обвальное сокращение экспорта по газу. Пропорции налоговых отчислений в федеральный бюджет будут меняться, и от этого будет плохо всем - и центру, и регионам. Центру - потому что значительно меньше доходов, регионам - потому что перепадать средств из центра им будет значительно меньше.
Действительно, агентство Bloomberg зафиксировало 6 января продажу нефти Urals в порту Приморска по $37,8 за баррель при рыночных котировках эталонной нефти Brent в $78,57 за баррель. Российскую нефть отдают за бесценок. Возложив бремя содержания федерального бюджета на нефтегазовые регионы правительство само себя поставило в затруднительное, если не сказать безвыходное положение. Денег в обозримой перспективе будет меньше, а стимулов для развития несырьевых отраслей у регионов нет. И только Москва дальновидно заботится не об общем благе (без дорогой нефти это бессмысленно), а о своём сугубо личном. Таков закон джунглей. Москва больше не может претендовать на роль всероссийского кормильца, зато может с лёгкостью проглотить всё, что заработали другие. Без вмешательства федеральных властей это приведёт к тому, что вымирание регионов только усилится.